ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



ГРАЖДАНСКИЕ ДОЛГИ ГОСУДАРСТВУ Горячие новости / События

Юлиана Жихорь
Процесс регулирования банковской деятельности всегда занимал умы народных избранников, чей электорат уже однажды пострадал от крушения одного из крупнейших банков страны - “ВалютТранзита”. Поэтому мажилисмены, обсуждая поправки в банковское законодательство, подошли к своей работе со всей тщательностью. “Закон большой, нужный, может, хоть он поможет, чтобы еще один такой, как Аблязов, с 10 миллиардами долларов, не убежал с народными деньгами за границу”, - охарактеризовал документ один из мажилисменов

По словам зампреда Нацбанка Данияра Акишева, законопроект, минимизирующий финансовые риски в Казахстане, разработан “для исключения негативных явлений в деятельности финансовых организаций, проявившихся в период экономических потрясений, недостаточной информационной прозрачности, низкой капитализации банков, проведения операций с высоким риском, низким уровнем корпоративного дохода”.
Документ направлен на отделение банков от аффилированных непрофильных структур, повышение прозрачности деятельности финорганизаций, а также упрочение “механизмов обеспечения защиты прав и интересов потребителей финуслуг”. Права потребителей постарались защитить и депутаты, внеся в законопроект поправки относительно повышения ответственности организаций-эмитентов и их должностных лиц в части выполнения условий по выпуску облигаций.
Кроме того, документом определена минимальная доля выпускаемых ценных бумаг, которые должны быть предложены к размещению эмитентами, резидентами на казахстанской фондовой бирже.
В то же время ситуация в банковской отрасли еще не настолько хороша, чтобы правительство могло отпустить ее в свободное плавание. Именно поэтому правительство приняло решение сохранить гарантирование депозитов физических вкладчиков в БВУ (размером до 5 миллионов тенге) до конца 2012 года. С 1 января 2013 года норма сохранности будет снижена до миллиона тенге. Но, как сказал Акишев, “если будет принято решение о том, чтобы пересмотреть (норму), необходимо менять закон... Мы склоняемся к сохранению действующей нормы”.
Возможно, причина неустойчивости системы в том, что до сих пор качество кредитного портфеля банков Казахстана очень низкое. На сегодня почти треть всех кредитов - проблемные. По мнению мажилисмена Зейнуллы Алшымбаева, необходимо очистить баланс банков от такого неработающего балласта и заставить банки сделать из этого правильные выводы. А заодно “поработать над ошибками” массированного внешнего заимствования.
По словам запреда Нацбанка, сегодня динамика изменения соотношения проблемных и работающих кредитов “не демонстрирует однозначного улучшения”. Однако он сообщил, что в обсуждавшемся мажилисменами законопроекте предусмотрены “конкретные рычаги и механизмы”, которые позволяют банкам эти кредиты списать за баланс либо передать управляющим компаниям, которые будут заниматься этими вопросами.
Айгуль Соловьева нашла причину наличия “плохих кредитов” в банковском портфеле: “Десять лет банки чуть ли не на остановках под удостоверение личности выдавали кредиты. Теперь наплодили столько проблемных кредитов, что подвергли риску сами банки”. И задала резонный вопрос Национальному банку: если он дает рекомендации БВУ, делает ли он какие-то прогнозы платежеспособности населения (поскольку сегодня масса заемщиков, в частности ипотечных кредитов, оказалась просто не в состоянии их оплачивать)?
alt
Нацбанк готовит “таблетку”
Акишев не нашелся что сказать, но пообещал ответить депутату в письменной форме.
А мажилисмен Кенжегали Сагадиев предложил свой способ “списания долгов” - принять закон о банкротстве физических лиц. “По расчетам рейтинговых компаний, да и специалистов, процесс ликвидации этих долгов затянется до пяти лет. Закон этот надо принять, огромное количество людей сейчас нуждается в нем. Если же правительство не примет, я призываю коллег самим составить такой проект закона и внести его в парламент”, - обратился он к правительству и парламенту. А пока суть да дело, он предложил наложить вето на процесс административного выселения ипотечников за неуплату долгов: “Идет очень нехороший процесс, который не добавляет нам ни авторитета, ни спокойствия, наоборот, социальные риски в этом отношении систематически возрастают. Эти люди оказываются на улице, все равно им нужна квартира, каким-то образом потом надо будет помогать государству в приобретении жилья этим людям. Какая надобность сейчас в таком порядке выселять из-за неуплаты долгов? Ясно, что эти люди не смогут их уплатить. Поэтому пока не будет решен вопрос со стрессовыми активами, вообще с проблемными кредитами, и так далее в каком-то цивилизованном порядке, можно было бы обратиться к правительству - специальным решением запретить административное выселение ипотечников из-за неуплаты долгов из занимаемых ими жилых помещений. Это было бы правильно, справедливо”.
Что касается практики внешнего заимствования, то, по мнению Национального банка, “банки вынесли хороший урок из предыдущего опыта”. И сейчас внешний долг банков практически не увеличивается. (Внешний долг Казахстана на 1 апреля 2011 года составил 119 миллиардов долларов. Основная его масса состоит из межфирменной задолженности.) Однако еще одна причина слабого заимствования в том, что внешние рынки капитала пока не полностью открыты для казахстанских банков. “Но в случае, я думаю, даже если они откроются, регулятор вынес хорошие уроки, внедрены достаточно жесткие и правильные механизмы, которые не позволяют банкам сейчас заниматься такой же политикой, какую они проводили в 2005-2006 годах, привлекая огромные ресурсы в экономику Казахстана. Сейчас это все будет соотноситься с риском, размерами банка, его возможностями и так далее”, - заявил Акишев.
Однако еще один депутат - Кенжегали Сагадиев - считает, что у банков и так достаточно ликвидности. Однако они совсем не спешат использовать ее для кредитования экономики. Он поинтересовался у заместителя главного банкира страны: сможет ли новый закон заставить БВУ “работать на государство”.
 “Я думаю, закон будет способствовать этому, - заявил Данияр Акишев. - Не прямо, в законе нет прямых норм, чтобы банки начали кредитование, но тем не менее ряд механизмов в данном законе предусмотрен. Я думаю, действительно эти изменения дадут свои положительные результаты”. Но он заметил, что банки готовы и сейчас отдать деньги в экономику, но “каждый банк, в первую очередь, отмечает, что жизнеспособных проектов сейчас мало, к сожалению”.

Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение