|
Юлиана Жихорь
Процесс регулирования банковской деятельности всегда занимал умы народных избранников, чей электорат уже однажды пострадал от крушения одного из крупнейших банков страны - “ВалютТранзита”. Поэтому мажилисмены, обсуждая поправки в банковское законодательство, подошли к своей работе со всей тщательностью. “Закон большой, нужный, может, хоть он поможет, чтобы еще один такой, как Аблязов, с 10 миллиардами долларов, не убежал с народными деньгами за границу”, - охарактеризовал документ один из мажилисменов
По словам зампреда Нацбанка Данияра Акишева, законопроект, минимизирующий финансовые риски в Казахстане, разработан “для исключения негативных явлений в деятельности финансовых организаций, проявившихся в период экономических потрясений, недостаточной информационной прозрачности, низкой капитализации банков, проведения операций с высоким риском, низким уровнем корпоративного дохода”.
Документ направлен на отделение банков от аффилированных непрофильных структур, повышение прозрачности деятельности финорганизаций, а также упрочение “механизмов обеспечения защиты прав и интересов потребителей финуслуг”. Права потребителей постарались защитить и депутаты, внеся в законопроект поправки относительно повышения ответственности организаций-эмитентов и их должностных лиц в части выполнения условий по выпуску облигаций.
Кроме того, документом определена минимальная доля выпускаемых ценных бумаг, которые должны быть предложены к размещению эмитентами, резидентами на казахстанской фондовой бирже.
В то же время ситуация в банковской отрасли еще не настолько хороша, чтобы правительство могло отпустить ее в свободное плавание. Именно поэтому правительство приняло решение сохранить гарантирование депозитов физических вкладчиков в БВУ (размером до 5 миллионов тенге) до конца 2012 года. С 1 января 2013 года норма сохранности будет снижена до миллиона тенге. Но, как сказал Акишев, “если будет принято решение о том, чтобы пересмотреть (норму), необходимо менять закон... Мы склоняемся к сохранению действующей нормы”.
Возможно, причина неустойчивости системы в том, что до сих пор качество кредитного портфеля банков Казахстана очень низкое. На сегодня почти треть всех кредитов - проблемные. По мнению мажилисмена Зейнуллы Алшымбаева, необходимо очистить баланс банков от такого неработающего балласта и заставить банки сделать из этого правильные выводы. А заодно “поработать над ошибками” массированного внешнего заимствования.
По словам запреда Нацбанка, сегодня динамика изменения соотношения проблемных и работающих кредитов “не демонстрирует однозначного улучшения”. Однако он сообщил, что в обсуждавшемся мажилисменами законопроекте предусмотрены “конкретные рычаги и механизмы”, которые позволяют банкам эти кредиты списать за баланс либо передать управляющим компаниям, которые будут заниматься этими вопросами.
Айгуль Соловьева нашла причину наличия “плохих кредитов” в банковском портфеле: “Десять лет банки чуть ли не на остановках под удостоверение личности выдавали кредиты. Теперь наплодили столько проблемных кредитов, что подвергли риску сами банки”. И задала резонный вопрос Национальному банку: если он дает рекомендации БВУ, делает ли он какие-то прогнозы платежеспособности населения (поскольку сегодня масса заемщиков, в частности ипотечных кредитов, оказалась просто не в состоянии их оплачивать)?
|
Нацбанк готовит “таблетку” |
Акишев не нашелся что сказать, но пообещал ответить депутату в письменной форме.
А мажилисмен Кенжегали Сагадиев предложил свой способ “списания долгов” - принять закон о банкротстве физических лиц. “По расчетам рейтинговых компаний, да и специалистов, процесс ликвидации этих долгов затянется до пяти лет. Закон этот надо принять, огромное количество людей сейчас нуждается в нем. Если же правительство не примет, я призываю коллег самим составить такой проект закона и внести его в парламент”, - обратился он к правительству и парламенту. А пока суть да дело, он предложил наложить вето на процесс административного выселения ипотечников за неуплату долгов: “Идет очень нехороший процесс, который не добавляет нам ни авторитета, ни спокойствия, наоборот, социальные риски в этом отношении систематически возрастают. Эти люди оказываются на улице, все равно им нужна квартира, каким-то образом потом надо будет помогать государству в приобретении жилья этим людям. Какая надобность сейчас в таком порядке выселять из-за неуплаты долгов? Ясно, что эти люди не смогут их уплатить. Поэтому пока не будет решен вопрос со стрессовыми активами, вообще с проблемными кредитами, и так далее в каком-то цивилизованном порядке, можно было бы обратиться к правительству - специальным решением запретить административное выселение ипотечников из-за неуплаты долгов из занимаемых ими жилых помещений. Это было бы правильно, справедливо”.
Что касается практики внешнего заимствования, то, по мнению Национального банка, “банки вынесли хороший урок из предыдущего опыта”. И сейчас внешний долг банков практически не увеличивается. (Внешний долг Казахстана на 1 апреля 2011 года составил 119 миллиардов долларов. Основная его масса состоит из межфирменной задолженности.) Однако еще одна причина слабого заимствования в том, что внешние рынки капитала пока не полностью открыты для казахстанских банков. “Но в случае, я думаю, даже если они откроются, регулятор вынес хорошие уроки, внедрены достаточно жесткие и правильные механизмы, которые не позволяют банкам сейчас заниматься такой же политикой, какую они проводили в 2005-2006 годах, привлекая огромные ресурсы в экономику Казахстана. Сейчас это все будет соотноситься с риском, размерами банка, его возможностями и так далее”, - заявил Акишев.
Однако еще один депутат - Кенжегали Сагадиев - считает, что у банков и так достаточно ликвидности. Однако они совсем не спешат использовать ее для кредитования экономики. Он поинтересовался у заместителя главного банкира страны: сможет ли новый закон заставить БВУ “работать на государство”.
“Я думаю, закон будет способствовать этому, - заявил Данияр Акишев. - Не прямо, в законе нет прямых норм, чтобы банки начали кредитование, но тем не менее ряд механизмов в данном законе предусмотрен. Я думаю, действительно эти изменения дадут свои положительные результаты”. Но он заметил, что банки готовы и сейчас отдать деньги в экономику, но “каждый банк, в первую очередь, отмечает, что жизнеспособных проектов сейчас мало, к сожалению”.
Астана |