Алла Иванилова
Во все времена работать на государство было престижно. Однако престиж - престижем, а кушать хочется всегда. Сегодня, увы, кроме статуса, казенная работа мало чем может привлечь молодого человека, вступающего в жизнь (за исключением разве той, в которой имеет место пресловутая коррупционная составляющая). Чиновники намерены привнести ряд новшеств в институт госслужбы, надеясь, что это позволит сформировать профессиональный и эффективный госаппарат
В Стратегическом плане развития Казахстана до 2020 года, принятом в прошлом году, предусмотрено совершенствование государственной службы. Чиновниками разработан проект Концепции новой модели госслужбы, предусматривающий внедрение нового реестра должностей. Это политические государственные служащие, управленческие кадры и административные исполнители. К работникам каждого уровня предъявляются определенные требования. Если они выполняются, то можно рассчитывать на карьерный рост.
По словам председателя Агентства по делам госслужбы Кайрата Нурпеисова, “наличие трех “корпусов” отнюдь не будет свидетельствовать о закрытости госслужбы”. Как заверил глава ведомства, благодаря механизму “социального лифта” поступить на службу государству может любой. Но приоритетное право остается за лучшими выпускниками отечественных вузов и программы “Болашак”.
К тому же попасть в кабинеты власти теперь будет сложнее. Помимо теста на знание законодательства, будущие “белые воротнички” должны будут пройти еще одно испытание, которое выявит их индивидуальные характеристики. Уже разработан и апробируется тест по профессиональным и личностным компетенциям. Эта методика позволит оценить лидерские качества, стрессоустойчивость и коммуникабельность кандидата.
С внедрением новой конкурсной системы отбор будет проходить в два этапа. На первом кандидаты сдают единое тестирование. Тех, кто успешно его пройдет, зачислят в кадровый резерв государственных служащих. На втором этапе госорганы сами выбирают сотрудников из числа зачисленных. Такой двухэтапный отбор в качестве пилотного проекта уже внедрен в двух областях - Акмолинской и Южно-Казахстанской.
Будет усовершенствована и система обучения госслужащих с применением передового мирового опыта.
Пожалуй, самый значимый момент в новой концепции - зарплата “слуг народа”. Отныне она будет зависеть от стажа, профессиональной подготовки, навыков, трудовой нагрузки, уровня ответственности за выполняемую работу и принимаемые решения. При этом учитываются качество и своевременность оказания госуслуг, а также количество услуг, оказываемых в электронном формате. Таким образом, аппаратные клерки (при хороших показателях) смогут получать не меньше, чем их коллеги в частном секторе. Как считают разработчики новой концепции, это станет “удерживающим фактором” и позволит снизить количество коррупционных правонарушений. Кроме того, в Агентстве по делам госслужбы считают, что в госорганах необходимо создать фонды премирования для отличившихся работников.
Важным подспорьем в карьерном росте станет ротация, которую предполагается проводить на системной основе по трем схемам: межуровневой, межрегиональной и межсекторальной, что обеспечит приток профессиональных кадров как в центральные, так и местные исполнительные органы. Сейчас чиновники разрабатывают механизм социального обеспечения “ротируемых”, предусматривающий жилье, “подъемные” и другие блага.
Кстати, отдельный раздел посвящен соцпакету госслужбы: чиновникам предполагается гарантировать качественное медицинское обслуживание (включая членов семьи), пользование благами социальной инфраструктуры и совершенствование системы пенсионного обеспечения.
Если говорить об этической стороне вопроса, то здесь планируется перенять опыт развитых стран, интегрировав в отечественное законодательство европейский Кодекс поведения госслужащих, состоящий из общих и ведомственных правил. В документе подробно описывается, как должен вести себя чиновник в той или иной критической ситуации.
Астана |