|
Ирина Ковалева из Павлодара
В Павлодаре открыто движение по Иртышу: самым дешевым и экологичным водным путем после десятка лет судоходного затишья вновь перевозятся тысячи тонн грузов. На вопрос: чем вы торг ведете и куда теперь плывете? сегодня павлодарские корабельщики могут ответить примерно так же, как и 100 лет назад: песок и щебень - в Омск
Упоминание о речном судоходстве в Павлодаре встречается в Словаре географического общества еще в 1804 году: “Соль в тех озерах садится в великом множестве сама собою, а при наступлении каждой весны отправляется водою в низовые по Иртышу места на барках”. Впрочем, лодки-дощаники сменились колесными пароходами-коноводками - маховики на судах вращались при помощи самой настоящей лошадиной силы. Энциклопедисты Брокгауз и Эфрон в конце XIX века пишут, что выше Павлодара пароходы по Иртышу плавают в первой половине лета.
В начале ХХ века Павлодар уже “представляет собою одну из самых важных пароходных пристаней на реке Иртыш”. Собственно Павлодарское речное пароходство существует более 130 лет, с того времени когда началось движение пароходов в Семипалатинск, Омск, Тюмень и даже Тобольск.
А расцвет речного судоходства пришелся на советскую эпоху. С 1965 года пристань стала речным портом. В то время грузооборот по Иртышу в среднем составлял почти 7 миллионов тонн, а теплоходы в период навигации перевозили по полмиллиона пассажиров. Получали и транспортировали лес, щебень, зерно, уголь, нефтепродукты, железобетон и металлопрокат.
Однако в 90-е годы судоходство на Иртыше, как и многое другое в то время, пришло в упадок. Несколько лет на реке было тихо - по сравнению с прошлыми бурными потоками катеров, теплоходов, танкеров и буксиров. Вскоре речной порт стал частным. Но краны, склады и суда удалось сохранить. И сегодня движение восстанавливается. “В этом году навигация на Иртыше до границы с Россией, как обычно, открыта в плановые сроки, - рассказывает Юрий Уржумов, заместитель директора по производству Павлодарского государственного предприятия водных путей. - За последние годы существенно увеличился грузопоток по Иртышу из Павлодара в Российскую Федерацию. Например, за прошлый год было отправлено около 76 тысяч тонн щебня. А на сегодняшний день - уже 50 тысяч тонн. Перевозку осуществляет как флот Павлодарского речного порта, так и Российской Федерации. Водные пути на протяженности Иртыша по Павлодарской области, а это 603 километра, нами полностью подготовлены - расставлены специальные знаки”.
Как и за любой дорогой, за водной транспортной магистралью нужно следить. За счет средств областного бюджета разработаны проекты по расчистке русла реки Иртыш и ее протоков на территории Павлодарской области. По официальным данным, эти работы планируется осуществить в этом и следующем годах при выделении средств из областного бюджета на общую сумму 398 миллионов тенге.
Также ежегодно специалистам приходится углублять дно. Иртыш - река с характером, постоянно перемещает песок по своему руслу. По госпрограмме предприятие водных путей обеспечивается флотом. Из тюменских судоверфей павлодарцам поставляют непростую технику. Например, землесос, при помощи которого углубляют дно. Или корчекран - специальное средство, поднимающее с грунта под водой застрявшие корневища деревьев.
Обновляется не только техника. Специалистов среднего звена готовят в Семипалатинском колледже транспорта на отделении судоводителей, пояснил Юрий Уржумов. Так что с кадрами в ведомстве проблем нет.
Как инспекторы ГАИ на суше, за порядком на воде следят сотрудники межрайонной инспекции транспортного контроля “Ертiс” по Восточно-Казахстанской и Павлодарской областям. По аналогии с наземным транспортом проводят техосмотр судов в акватории и только после этого выдают судовой билет.
К слову, в отделе по контролю водного транспорта на сегодняшний день зарегистрировано почти две с половиной тысячи плавсредств. Из них 91 большое речное судно, более тысячи несамоходных маломерных судов - байдарок, обычных и надувных лодок. И еще оформлено 1170 самоходных, то есть с двигателем, маломерных судов: моторных лодок, гидроциклов. Кстати, именно этот вид транспорта набирает популярность к началу пляжного сезона, говорят инспекторы.
“Благосостояние населения растет, и сейчас павлодарцы все больше покупают и регистрируют личные катера и гидроциклы, - объясняет Нурлан Валитов, главный специалист отдела контроля на водном транспорте. - Вот только что, например, мужчина поставил на учет привезенный из Германии катер. Технику берут для рыбалки, спорта и отдыха - прогулочную и с каютами. Обзаводятся и гидроциклами, таких у нас оформлено 50, хотя скутер - вещь не из дешевых: его стоимость от 1,5 до 3 миллионов тенге”.
Азартные водители водных мотоциклов нередко становятся помехой крупным судоводителям на Иртыше. В прошлом году количество нарушителей за рулем скутеров вновь возросло: адреналин заставляет гидроциклистов на высокой скорости выезжать за буи, выписывать крутые виражи у самого пляжа или вырываться за судовой ход.
Впрочем, за превышение скорости и нарушение правил на воде оштрафовать таких лихачей сложно - сначала нужно догнать. Да и специальной штрафстоянки для водного транспорта - со стапелями - в Павлодаре нет. Зато вскоре может появиться настоящий яхтклуб с ангарами для хранения яхт.
Из большого пассажирского транспорта сегодня в Павлодаре курсируют два прогулочных теплохода - “Казахстан” и “Екибастуз”. Еще совсем недавно, в 60-70-х годах прошлого века, почти морские волны на Иртыше вспенивали крылатые суда “Ракета” и “Полесье”. За день можно было добраться водой из Павлодара в Омск или Семипалатинск. Но в 90-е возить народ по реке стало невыгодно, и одна из “ракет” “села на мель” на павлодарском пляже, став видеосалоном.
Сегодня “ракетостроением” занимаются в России. У нас подобного транспорта нет, а возрождать - затея дорогостоящая. Дебаркадеры и причалы для судов на подводных крыльях пришли в упадок или уничтожены, нет и заправочных станций.
Впрочем, возрождению судоходства на Иртыше все же быть, причем на законных основаниях, согласно специальной программе по обновлению устаревшего флота и подготовке кадров, принятой правительством. План развития до 2012 года таков: первый этап - создание условий для реабилитации отечественных судостроительных, судоремонтных предприятий. Второй - завершение обновления и модернизация государственного технического речного флота и увеличение объема грузоперевозок речным транспортом до 7 миллионов тонн в год.
Ориентировочные расходы на реализацию программы в 2011 году, говорится в документе, - 3 163,9 миллиона тенге, в 2012 году - 3 155,5 миллиона тенге. Всего - опять же, приблизительно - из республиканского бюджета планируется выделить на эти нужды 16 693,7 миллиона тенге. Важный пункт программы - развитие судоремонтно-судостроительных предприятий. Правда, тут имеются некоторые сложности.
Одно из старейших предприятий Казахстана, “дедушка павлодарских заводов” - судоремзавод с более чем столетней историей - сегодня уже не тот. Сначала на предприятии ремонтировали только суда Иртышского бассейна, а с 50-х годов ХХ века стали готовить собственную продукцию: судоходные паромы, баржи, теплоходы-толкачи, буксиры-катамараны. Был построен слип - устройство на лебедках для поднятия кораблей и ремонта подводной части судна. Бывало, что ремонтировали по 150 судов в год.
На сегодняшний день реанимируют 1-2 баржи. Предприятие и оборудование в частных руках, работой по восстановлению плавсредств по лицензии занимаются подрядчики. Часть цехов снесена, на этом месте выстроен элитный жилой дом. И уже готов проект нового оптово-розничного центра, который будет расположен на территории предприятия. Проектировщики указывают: торговый центр будет реконструирован из здания судоремзавода.
Между тем назревает и другая проблема судоходства. Как известно, воды трансграничного Иртыша представляют интерес не только для Казахстана, но и для России и Китая. Для нас Иртыш - не только транспортная артерия, но и источник водной энергии. Также Иртыш может быть возможным помощником по обеспечению живительной влагой Центрального Казахстана - на тот случай, если запас реки Нуры вдруг окажется недостаточным. Истощение ресурсов - серьезная экологическая угроза.
Дело в том, что иртышскую воду планируют использовать для своего экономического развития китайцы. Больше шестисот километров после истока река проходит по территории Поднебесной. И 300-километровый ирригационный канал Черный Иртыш-Карамай может привести к обмелению Иртыша.
По прогнозам, около 20 процентов стока Черного Иртыша уйдет - по оценке специалистов, это примерно 9 кубических километров воды в год. Предполагаемый сценарий неутешительный: воды будет мало. Хватит ли нам для водохранилищ и судоходства? Впрочем, при таком раскладе соседи-омичи могут вовсе лишиться не то что судоходства, а питьевого водоснабжения.
Пока, впрочем, опасения беспочвенные, заверяют специалисты. Ситуацию с “китайским вопросом” держат на контроле семипалатинцы и усть-каменогорцы. У павлодарских речников свои заботы: победить корабельный износ и вернуть судоходству былые позиции. И, кто знает, может, в следующую навигацию суда с грузами из Павлодара пойдут по Иртышу через Салехард к Северному морскому пути.
фото автора |