|
Константин Маскаев
Орешек знаний - где?
С февраля этого года все отношения в сферах науки и получения образования регулируются соответствующим новым законом. Президентом были подписаны Закон “О науке” и пакет поправок в законодательство по вопросам науки. Задача поставлена президентом предельно конкретно: Казахстан должен превратиться в центр знаний мирового уровня. А все достижения на ниве новых знаний должны стать основным подспорьем в реализации Программы индустриально-инновационного развития страны
Одним из недавних событий в этой области стало открытие в Алматы реконструированного Дома ученых, который теперь представлен как “Гылым ордасы” - “Храм науки”. Данное заведение ведет работу по скрупулезному сбору и каталогизации любой информации, которая имеет отношение к науке, либо наука может питать к ней интерес.
Можно сказать, что с момента открытия “Гылым ордасы” и по сегодняшний день активность ныне действующего профильного министра Бакытжана Жумагулова в отечественных медиа заметно выросла. Информационные поводы то и дело заставляют высказываться по актуальным вопросам. Тут и задачи, поставленные президентом перед наукой в целом, и система проверки знаний у выпускников, и ряд других вопросов, которым уделяет внимание Бакытжан Турсынович.
Но так уж легла карта, что пока сравнительно новому министру приходится то и дело признавать, что при всех прежних заслугах отечественной науке предстоит тернистый путь к совершенству.
На этой неделе, например, в ответ на рассуждения премьер-министра Карима Масимова о качестве системы ЕНТ Бакытжан Жумагулов высказался примерно так, что “лучше ЕНТ мы ничего не придумали!”, но добавил, что с каждым годом этот способ проверки знаний совершенствуется и совершенствуется.
“В этом году критики очень много, как и в прошлые годы, думаю, что были нарушения, ведется следствие по одному пункту, где было нарушение о госсекретах. В целом же по сравнению с прошлым годом средний балл поднялся более чем на 1,5 процента и составил 86,6 балла. В таком формате будем двигаться до 2014/15 года”, - сообщил Жумагулов.
Мнения о том, что существует связь между результатами Единого национального тестирования и возросшим числом случаев подросткового суицида, глава Министерства образования и науки не разделяет. Он придерживается мнения, что проблема суицидов в настоящее время кроется в чем-то другом и затрагивает весь мир. Казахстан - не исключение.
“Наверное, это во многом связано и с психоэмоциональным состоянием наших детей, неумением находить в трудных ситуациях решения”, - считает Жумагулов.
Напомним, что прямую связь с ЕНТ полиция видит пока только в одном недавнем случае в Семипалатинске. “Ребенок все время сдавал на 70 баллов, девочка проходила 5-10 тестирований, набрала 67 баллов. Правоохранительные органы будут здесь разбираться, но вряд ли можно с суицидом связывать”, - убежден министр.
Пришлось откликнуться министру образования и науки и на критику по поводу низкого качества школьных учебников, издаваемых в Казахстане. Бакытжан Жумагулов признает, что претензии тут во многом обоснованы. Но, считает он, нужно делать скидку на то, что прежде в Казахстане не выпускали своих учебников. Готовить и обрабатывать материал для них стали только в последние годы. “Огромного опыта нет, но, несмотря на это, в прошлом году мы ввели трехуровневую экспертизу”, - разъяснил позицию министерства в ходе заседания правительства Бакытжан Жумагулов.
По его словам, активная работа с издательствами только предстоит. По мнению же премьер-министра, “результат качества учебников общество увидит через 10 лет. Это связано с идеологией нашего государства - какие наши ценности, какие наши принципы, что такое патриотизм, как движется наше государств. Это все мы должны закладывать в наших учениках”.
А вот изменения в системе обучения начиная с начальных классов школы министр Жумагулов предполагает ввести уже с 2013/14 учебного года. Первоклашки Казахстана будут изучать английский язык. Начнут с объема 3 часа в неделю. Соответствующие стандарты образования (ГОСО) будут изменены. Предстоит разработать учебные программы по изучению английского языка в 1-4 классах, организовать семинары и тренинги с целью обучения педагогов методике работы с младшими школьниками.
“В этом вопросе мы рассчитываем на сотрудничество с Британским советом в Казахстане и британскими издательствами”, - подчеркивает глава Минобразования и науки и разъясняет, что раннее изучение иностранного языка развивает детей, поднимает их образовательный и познавательный уровни.
“Мы должны обеспечить учащихся электронными учебниками и электронными средствами обучения английскому языку, необходимо также оснастить начальные классы лингафонными мультимедийными кабинетами и интерактивными досками. Успешное выполнение этих задач позволит совершить прорыв в изучении английского языка”, - отмечает глава ведомства. В контексте вышеизложенного можно предположить, что на сегодняшний день наличие отечественного учебного материала остается под сомнением. Тем не менее эксперимент по раннему изучению английского языка проводится в стране с 2004 года. Включая регионы, в эксперименте принимают участие 165 лингвистических гимназий, школ для одаренных детей и лицеев. Степень изучения языка, что признают и в зарубежных вузах, достаточно высокая. Большую роль играет мотивация, которая компенсирует некоторые проблемные моменты в отечественной системе получения знаний.
Астана
Кстати
Десятидневный марафон “Единое национальное тестирование” завершился в минувшую пятницу. В тестировании участвовали 129 тысяч человек, (на 22 тысячи больше, чем в прошлом году). Средний балл 86 из 125 возможных - это неплохо, считают в Министерстве образования и науки. В прошлом году он составил 84. Чиновники от образования отмечают, что с каждым годом дети и учителя лучше готовятся к тестированию. Кроме того, 25 процентов детей получили более 100 баллов.
На получение “Алтын белги” в этом году претендовали 5050 выпускников школ, из них 3222 (64 процента) подтвердили право обладать “золотым знаком”. Тысяче отличников не хватило всего одного балла. Для многих это трагедия. Поэтому Министерство образования и науки сделало исключение. Начиная с прошлого года отличникам, недобравшим балл, выдается красный аттестат особого образца со всеми льготами.
Статистику этого года портит то, что примерно 9 процентов, сдававших ЕНТ, не преодолело пороговый уровень в 50 баллов, необходимый для поступления в вуз даже на платной основе. Это чуть меньше, чем в минувшем году (11 процентов). |