|
Айгерим Бейсенбаева
Произведения казахстанского живописца и кинохудожника Нурлана Абишева завоевали золото и серебро на конкурсе художественных работ SPRING IN FULL COLOR, который прошел в середине мая в Нью-Йорке
Весной этого года бродвейская галерея современного искусства ASA Art Gallery под эгидой американского Союза художников организовала международную выставку SPRING IN FULL COLOR. В экспозиции приняли участие художники самых различных школ и направлений со всего мира - США, Франции, Италии, Аргентины, России, Украины Литвы и других стран.
Свои работы на выставку отправил и наш соотечественник Нурлан Абишев, чьи картины были отмечены высокими наградами сразу в двух номинациях: живописное полотно “Мен сеѓi саѕынѕанда” (золотая медаль в категории “Лирика”) и картина “Чарынский каньон” (серебряная медаль в категории “Реализм”).
Казахстанский художник Нурлан Абишев делится впечатлениями от участия в нью-йоркском конкурсе художественных работ SPRING IN FULL COLOR и собственными взглядами на современное искусство в интервью “НП”:
- Нурлан, совсем недавно Вы стали лауреатом конкурса художественных работ в Нью-Йорке. Расскажите, пожалуйста, об этом событии, как Ваши работы попали на конкурс?
- В наше время все узнаешь посредством Интернета. Также получилось и с этим конкурсом. Знакомые увидели в сети приглашение поучаствовать в конкурсе и предложили мне.
Я заполнил анкету участника, выслал большое количество своих работ в электронном формате. У меня много серий работ, я отослал из каждого раздела по одной. Организаторы отобрали четыре картины. Причем сам я на конкурс не поехал, потому что приглашение получил поздно и оформлять визу не было времени. Поэтому на конкурс поехали только мои работы.
Потом я получил по почте много лестных отзывов о своих картинах. В основном зрителей привлекала именно национальная тематика. В частности, произвела впечатление тема произведения “Кыз-куу”, где изображена сцена из этой старинной молодежной игры - парень на коне догоняет девушку, а она его шутливо стегает камчой. Конечно, им эта тема была в новинку и вызвала интерес.
- У Вас была возможность ознакомиться с работами других участников? Конкурс художественных работ - это своеобразный индикатор развития искусства, были ли замечены какие-то тенденции?
- Работы других участников я увидел только, когда мне прислали награды и каталог произведений. Кроме того, конечно, на сайте были выложены произведения победителей.
Вообще состязание проходило по пяти-шести номинациям, среди которых абстракционизм, реализм, импрессионизм, сюрреализм. Что касается работ участников, то все мы живем в одно время. Новое время, которое задает много вопросов художникам, где бы они ни проживали. Творцы всегда углубляются в происходящее вокруг них, изучают ткань мира, находят ответы и отражают их в своих картинах. Глобализация задала нам всем одну задачу - поиск своих истинных корней. Естественно, художников это волнует не в меньшей степени. Я говорю не только о Казахстане.
- Кто изображен на призовой работе “Мен сенi сагынганда”?
- Это знакомая девушка из моего прошлого. Картина такого философского характера, не реализм. Вот недавно она благополучно вернулась домой.
- Никто не предлагал ее купить там, за рубежом?
- Там никто не предлагал. Мне сделали более интересное предложение - организовать в Нью-Йорке мою персональную выставку. И отдельно пришло приглашение поучаствовать в групповой экспозиции в числе довольно знаменитых художников, пишущих в том же направлении, что и я. Конечно, я согласился.
На картину посягают у нас здесь, в Казахстане. Постоянно предлагают за нее деньги, но я не хочу с ней расставаться.
- Вы работаете в различных направлениях, но в основном в жанре реализма?
- Это направление всерьез увлекло меня во времена, когда Алматы начал активно застраиваться. Уходили в прошлое старые улочки, теснимые новостройками. Облик старой Алма-Аты уходил навсегда. Конечно, я как художник не мог спокойно смотреть на это, и начал писать то, что еще не было потеряно. Я успел тогда написать картин сто.
- Это те работы, которые были выставлены Вами позже в Государственном музее Казахстана?
- Да, тогда я выставил результат той большой работы. Потом я еще неоднократно возвращался к этой теме и продолжаю писать городские виды.
- Недавно в Интернете я видела работы одного американского художника. Они были прописаны до мельчайших деталей и были практически не отличимы от фотографии. Это течение назвали гиперреализмом. Как считаете, это эволюция направления? Что ждет реализм в будущем, будет ли он также актуален завтра?
- Реализм, по-моему, всегда будет вне конкуренции, какого бы уровня ни достигли технологии. Это классика, на нем учатся. Прежде чем придумать что-то новое, нужно пройти старое. Ступень эволюции каждого художника.
- Вы помните фильм “О чем говорят мужчины”, где герой рассказывает о картине “Два треугольника. Желтый и синий”, ставя под сомнение ее художественную ценность? Как, по-Вашему, когда картина становится настоящим искусством? И что необходимо простым людям, чтобы понять такое искусство?
- Искусство вообще понятие сложное и необъяснимое. Если не вкладывать душу, то даже самое педантичное копирование объекта не может считаться искусством. Важно вкладывать что-то свое, пропускать через себя.
Когда в картину что-то вложено, от нее исходит энергетика. И тут не важно - пейзаж на ней изображен или геометрическая фигура.
Фильм, про который вы говорите, я не смотрел, и потому мне сложно судить о ценности той работы. Многие не понимают, почему картина Малевича “Черный квадрат” считается бесценной. А для меня эта картина сродни подвигу. Представьте себе, идет Отечественная война, на людей ползут танки. У человека в руке только граната, и кто-то ведь догадался броситься с одной гранатой под танк. Кто-то сделал это первым, и этот поступок стал символом отваги и самопожертвования. Малевич хоть и не жертвовал собой, но его картина и вообще все направление по тем временам были сильным смелым поступком, настоящим новаторством.
- Технический прогресс должен как-нибудь влиять на искусство? Создание всяческих компьютерных планшетов и графических программ, Интернет опять же убивают искусство или выводят его на новый уровень? Как Вы относитесь к этому?
- Главное в искусстве - это рука художника. Тонко дифференцированное движение кистью, которой управляет душа. Этого не сможет сделать ни одна машина, по-моему.
- Японцы создали робота-художника, который довольно точно изображает объекты...
- Души у него все равно нет. А вечным может быть только то, во что вложена душа.
- Вы творчески реализуетесь в самых различных сферах деятельности. Например, в кинематографе и оформлении книг. К примеру, иллюстрировали комикс. Какая область Вам ближе?
- Мне просто все интересно. Меня зовут работать в кино, но я часто отказываюсь из-за нехватки времени. Кинематограф - сфера такая, требует много времени и к тому же коллективная. Должна быть слаженная работа многих и многих людей.
Поэтому первостепенно я художник. Моя картина, мой холст - пишу, что хочу. Свобода.
- Вы работали под руководством художника по декорациям Франко Фумагалли, известного работой над картинами “Английский пациент”, “Крестный отец”. Этот опыт пригодился Вам в дальнейшем? Что можете рассказать об этом?
- О, это великий человек! Я видел, как он работал над картиной “Кочевник”, и попытался перенять у него организованность в первую очередь. В первый же день Франко сел и расписал на листе А4 весь ход работы на месяцы вперед. И потом только сверялся, и то, что на бумаге выглядело мелкой незначительной пометкой, для нас было создание, к примеру, джунгарского лагеря. Меня поразил тогда масштаб художественных взглядов, с каким работал этот известный художник.
Справка “НП”
Нурлан Абишев - казахстанский живописец, график, иллюстратор, известный, в последнее время как художник кино.
В 2004 году стал лауреатом кинофестиваля “Звезды Шакена-2004” за лучшую работу художника-постановщика в фильме “Остров Возрождения”. Позже за работу в этом же фильме он получил Гран-при на фестивале “КиноШок” в Анапе и стал лауреатом российского кинофестиваля “Золотой Витязь” в Челябинске.
Работал над международным кинопроектом “Кочевник”, инициированным киностудией “Казахфильм”.
Иллюстрировал многие произведения казахстанских авторов: книгу К. Байпакова “Древние города Казахстана”, повести Н. Санжара “Белая собака - Черная”, “Агония”, “Абрек”, “Ангелочек”, рассказы Б. Шекерова “Кошка из ниоткуда”, “Пресыщение”, а также первый казахстанский комикс “Азрим”.
Фильмография Нурлана Абишева:
“Остров возрождения” - художник-постановщик.
“Кочевник” - художник-декоратор.
“Братья” - художник-постановщик. |