|
Алла Иванилова
Министр образования и науки высказался “за” сокращение вузов в стране и “против” сайтов о преподавателях-взяточниках
Вчера глава образовательного ведомства Бакытжан Жумагулов в рамках правительственного часа держал ответ перед мажилисменами. У депутатов накопилось немало вопросов к главному педагогу страны. Учитывая, что скоро выпускники школ будут сдавать Единое национальное тестирование, Ерлан Нигматулин поинтересовался, какие изменения произойдут в этом году. Министр сообщил, что после проведенной экспертизы из тестов исключили 1500 заданий. Их признали не развивающими логическое и творческое мышление у выпускников. “Формат ЕНТ мы не меняем - мы сейчас полностью пересматриваем содержание”, - констатировал Жумагулов. Чтобы дети больше думали и рассуждали, из девяти легких заданий шесть усложнили. По словам главы ведомства, в прошлом году в апелляционную комиссию поступило 109 заявлений о некорректности вопросов. После рассмотрения жалоб указанные задания были сняты.
Главный педагог страны сообщил, что со следующего года задания будут более творческими. “Уже с 2015 года, когда у нас войдет “Бейiндiк мектеп” (адаптационная школа), то уже, наверное, формат самого ЕНТ будет совершенно меняться”, - заметил Бакытжан Жумагулов.
Интересовал парламентариев вопрос относительно отечественных учебников, которые не раз подвергались критике. Так вот, в сентябре текущего года специальная комиссия проведет полную экспертизу казахстанских учебников, и в ноябре будет утвержден их список. Однако министр предупредил: “Мы не можем давать обещания, что таких учебников, в которых абсолютно нет ошибок, не будет. Но мы имеем возможность переиздавать учебники и исправлять допущенные ошибки”. При этом будет учитываться мнение родителей.
В высшем образовании тоже накопилось немало проблем. В стране слишком много студентов и вузов. Высшее образование сегодня получают 600 тысяч 300 человек. “Ежегодно мы более 20 тысяч педагогов выпускаем не для школы”, - констатировал министр. И хотя государство сегодня не выделяет гранты на экономические и юридические специальности, медалисты и обладатели “Алтын белги” платно поступают на эти факультеты. Мажилисмен Мухтар Тиникеев предложил сократить количество студентов с помощью специальной программы: “Есть программа “Антиплагиат”, которая выявила бы нерадивых студентов - списана ли курсовая или дипломная работа. Зачем нам 600 тысяч студентов? Мы просто занимаемся профанацией. Из них, может быть, 30 процентов тех, кто в будущем пригодится экономике страны. Остальные занимаются списыванием работ в Интернете. Эта программа “Антиплагиат” отсеяла бы их”. Однако министр оказался ярым противником “Антиплагиата”. “Я не понимаю, как механически можно узнать, списал человек или нет? - недоумевал главный педагог страны и привел пример: - “Антиплагиат” выдает, что он списал, но, оказывается, тот материал, с которым мы сравниваем, раньше списан у того, кого мы проверяем”. В общем, по мнению главы ведомства, необходимо разбираться в каждом конкретном случае.
Что касается вузов, то тут глава Минобразования согласен, что “количество высших учебных заведений в Казахстане не соответствует количеству населения”. В стране много “карликовых” высших учебных заведений. Некоторые педагогические вузы готовят по двум-трем специальностям. Такие вузы, по мнению министра, надо закрывать либо объединять с другими институтами. Как заметил Бакытжан Жумагулов: “Нам достаточно иметь качественные 90-100 вузов, а мы имеем 148 высших учебных заведений. Думаю, что в Казахстане должно быть университетов не больше 50. Часть оставшихся из 148 должна стать академиями, институтами”.
|
Бакытжан Жумагулов за “сокращение штатов” |
Парламентарии поинтересовались у главы Минобразования, ведется ли проверка информации, размещенной на карагандинском сайте “Взяточник”. Напомним, этот сайт был создан неизвестными как книга жалоб на нечистых на руку педагогов. Одно только упоминание об этом веб-портале вызвало негодование министра. “Я категорически против таких сайтов. Неизвестно, кто они, кто за ними стоит, кого они очернить хотят. Только суд может дать оценку действиям того или иного человека. Я вам как педагог могу сказать - в первую очередь стараются принципиальных преподавателей на место поставить таким образом. К этому мы должны очень и очень осторожно относиться”, - предостерег Бакытжан Жумагулов народных избранников.
Мажилисмены поделились с главой образовательного ведомства некоторыми соображениями и дали несколько советов. Так, по мнению Владимира Нехорошева, чтобы искоренить подростковую преступность, необходимо больше мужчин-учителей. По словам депутата, в прошлом году, по данным прокуратуры, школьниками совершено 3580 уголовных преступлений. “Прокуратура говорит об ухудшении идеологической работы в школах. В чем дело? Может, все потому, что в школах нет мужчин-учителей? Директора - сплошь женщины, вседозволенность, демократия. Само выражение “дать образование” означало, что оно начинается с розги и ремня”, - возмутился депутат.
Министр образования и науки признал, что уровень подростковой преступности в Казахстане высок. Однако он это никак не связывает с идеологической работой, а скорее с воспитанием. В стране 82 процента педагогов - женщины. Однако большого минуса в этом глава ведомства не усматривает: “Мужчин побольше было бы, воспитание, наверное, было бы другим. Но в том, что наших мужчин воспитывают женщины, ничего плохого не вижу”.
Астана
Оказывается, казахстанское образование в различных рейтингах занимает весьма достойное место. Впервые в 2009 году Казахстан вошел в список с высоким уровнем индекса человеческого развития (ИЧР), заняв 82-е место. Уже в 2010 году мы улучшили этот показатель сразу на 16 позиций, расположившись на 66-м месте. По индексу развития образования (ИРО) наша республика в течение последних трех лет находится в четверке лидеров среди 129 стран, значительно опережая многие страны СНГ. Помимо этого, Казахстан стал первым центральноазиатским государством, полноправным членом европейского образовательного пространства (Болонский процесс). В общем, нашей стране есть чем похвастаться. |