|
Фарида Галиева
Есть у поэта Евтушенко горькая строчка - “хотел я счастье дать всему земному шару, а дать его не смог одной живой душе”. Хорошо бы ее повесить как разумное предостережение во многих служебных кабинетах. Особенно там, где решаются судьбы детей-сирот. Таких инстанций наберется у нас добрый десяток - от верховной власти до районного опекунского служивого.
Сейчас в парламенте рассматривается Кодекс о браке (супружестве) и семье, где детям, оставшимся без родительского попечения, посвящен ряд актуальных статей.
Тут необходимо уточнить - в действующем с 1998 года Законе “О браке и семье” многие вопросы тоже прописаны достаточно четко.
Но не все
В частности, в марте прошлого года парламент ратифицировал Гаагскую конвенцию о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления (удочерения). А одно из принципиальных условий этой конвенции - усыновление детей-сирот иностранными гражданами должно происходить с помощью агентств, которые получили аккредитацию на территории страны проживания ребенка, - противоречит этому, ныне действующему Закону Республики Казахстан “О браке и семье”, которым аккредитация не предусмотрена. До недавнего времени иностранцам помогали управиться со множеством юридических процедур местные адвокаты или доверенные лица.
В проект Кодекса о браке (супружестве) и семье аккредитация включена. Но, пока закон не принят, у комплекса правовых нестыковок и хитросплетений чиновничьих действий образовался один грустный результат. На неопределенное время в Казахстане практически остановлено международное усыновление. Год назад зарубежные консульства Казахстана получили команду из центра прекратить прием документов от семей, желающих усыновить наших сирот, а начиная с осени досье потенциальных усыновителей в массовом порядке возвращались из регионов в Минобразования и науки, что фактически означало отказ на усыновление.
Постигла такая “кара” даже семьи, имевшие на руках приглашения на приезд. Супруги Гилпатрик, намеревавшиеся усыновить в Восточном Казахстане ребенка с серьезными врожденными заболеваниями, буквально сидели на чемоданах, когда получили шокирующее известие об отказе. Они забросали официальный сайт Министерства образования и науки душераздирающими письмами, а в ответ получили вежливое и хладнокровное обещание “возможности усыновления в будущем”. Аналогичного ответа удостоилась и семья Кинзлер, где несостоявшийся отец является одним из мировых светил в области онкохирургии. Думается, его благодарность нашей стране, поддержи мы их семейство в горячем стремлении стать родителями, имела бы немалые практические результаты... Для сведения: две упомянутые семьи отнюдь не исключение. По статистике Комитета по охране прав детей Минобразования и науки, из 8675 усыновленных иностранцами с 1999 года 8377 страдают множественными заболеваниями: от внутриутробного заражения сифилисом и гепатитом С до ВИЧ-инфекции и врожденных уродств.
Сиротство и бездетность - две половинки одинакового горя. Когда они соединяются, одной бедой на свете становится меньше. На Гаагскую конвенцию Министерство образования и науки вместе со своим профильным комитетом возлагает фантастические надежды. Когда она, наконец, заработает, то, по мысли нашего главного педагогического штаба, в процессе передачи наших сирот за кордон воцарятся порядок, дисциплина и единоначалие, что успокоит умы и души наших сограждан. Справедливости ради уточним: ни одного серьезного происшествия с нашими детьми в их заграничных семьях до сего дня не случилось. А вот навести порядок во внутреннем усыновлении, которое не зависит ни от каких международных пактов, давно бы не мешало!..
Но в любом случае в жертву будущей гармонии нельзя приносить ни одного конкретного сироту, страдающего сегодня и сейчас. Он не может, не должен ждать. Сегодня и сейчас ему нужна семья. Хоть в Гурьеве, хоть в Гонолулу...
Письмо в редакцию
Элитные проститутки
Написать вам меня заставляет обеспокоенность, которая вызвана сложившимся в обществе недопустимым, на мой взгляд, порядком вещей. Многие смирились, кто-то вовсе не замечает его, но проблема, о которой я веду речь, целиком и полностью лежит на совести сильных мира сего, тех, кого принято считать национальной элитой, белой костью и голубой кровью. Ваша газета - скорее буржуазная, чем народная. Ее читает истеблишмент. То есть в первую очередь именно те, до чьего разума, совести и чувства здравого смысла я и стремлюсь достучаться.
Исторически сложилось, что в нашем обществе за все ответственны мужчины. Они главенствуют в родовых, семейных отношениях, где целиком и полностью отвечают за здоровье, достаток, благополучие детей и женщин. Они же, то есть мужчины, - на первых позициях в бизнесе, экономике и политике. То есть там, где власть, деньги, признание и возможности. Именно их принято считать нашей национальной элитой. Они - “отцы” нации и ее “старшие братья”. И вот тут кроется то главное противоречие, о котором я хочу сказать.
Может ли элита считаться таковой, если на фоне ее безоблачного благополучия, гарантированного достатка их жен и детей остаются бездомными другие дети, а сестренки выходят на панель больших городов?
Ежегодно в Алматы, Шымкент, Караганду, другие благополучные города приезжают тысячи людей. Кто-то - учиться, кто-то жить и работать. Молодые люди из депрессивных регионов пытаются изменить свою жизнь, сделать шаг к благополучию. Но жизнь в большом городе, оказывается, и дорогая, и обладает своей собственной, подчас недружелюбной природой. И многие “ломаются”, делают неверные шаги. Молодые девчонки оказываются на панели, вливаются в ряды самой дешевой проституции, где отдают себя за 3-5 тысяч тенге, то есть буквально за обед в кафе.
Это ли их призвание, хочу я задать вопрос? И сам на него отвечу: нет! Эти девушки не имеют к этому ни призвания, ни желания, но вынуждены идти по этому пути, заглушая отчаянные крики стыда и чувства брезгливости. Они же вскоре теряют веру в себя. А видя, как мимо них в роскошных машинах мчится совершенно иная жизнь, - то и в справедливость.
В результате мы наблюдаем деградацию целой части общества: и тех, кто вовлечен в это грязное ремесло, и тех, кто пользуется его услугами, и тех, кто отворачивается и проходит мимо.
Другая часть нашей печальной действительности кроется в наличии огромного количества брошенных, оставленных, бездомных детей. Так тоже не должно быть в здоровом обществе. Дети должны жить в семье. А мы все ищем препятствия для того, чтобы казахстанских сирот усыновляли, например, иностранцы. Так создайте условия для соотечественников, чтобы иная-другая семья могла взять и воспитать чужого ребенка в том же достатке, что и своего, дать ему воспитание, образование, научить всему. Сами усыновляйте детей, если говорите - не отдадим иностранцам. Вопрос к таким крикунам: “Ты сам усыновил хоть одного, чтобы другим запрещать?” Детские дома должны быть лишь временным пристанищем для малышей. Они должны быть тем местом, куда должна стоять очередь из желающих усыновить или удочерить ребенка.
Ответственность за эти пороки я возлагаю на все тех же “отцов” нации, ее “элиту”. Я намеренно беру этот термин в кавычки, потому что это, признайте, уже мнимый статус. Потому что наличие таких пороков общества на фоне роскоши отдельных лиц говорит о том, что и элиты - нет.
На мой взгляд, элита, если она таковой себя считает, должна обладать не только всеми благами цивилизации, но и чувством политической, социальной, гражданской ответственности. Ответственности за государство и его граждан, из числа которых эти люди сравнительно недавно вышли и в силу ряда сопутствующих обстоятельств уютно обосновались на Олимпе. Все, кто у нас относится к “элите”, обладают и политическим весом, и средствами, и стоят во главе экономики.
Но у нас как получается? На начальном этапе накопления капитала - всеми дозволенными и недозволенными способами выползти из грязи в князи, а потом отгородиться от мира толстым высоким железобетоном и охраной, забраться повыше в горы (или, на худой конец, в пентхаусы) и сделать вид, что отныне поселился в другой стране и на другой планете. Это самая безответственная, но, увы, привычная картина. И с недавних пор у нас существуют, совершенно не пересекаясь, два чуждых мира. В одном пульсирует жизнь и царит непрекращающийся праздник, самолюбование, “расслабон”, как сейчас стали говорить. Другой, многочисленный, серый и менее заметный мир поставлен на грань выживания, постоянного поиска средств к существованию. И число этих вторых не становится меньше.
Каков же тогда смысл существования элиты? В чем ее - более успешной, образованной, обеспеченной - более или менее заметная роль в процветании государства? У нас забыты традиции меценатства, милосердия, оказания поддержки, помощи со стороны капитала и власть имущих. А значит, и элитой эти люди себя считать не могут. А без элиты не может быть и самодостаточной, полноценной нации. Национальности, может быть, и могут, нация - нет. Поэтому, если ситуация не изменится, предлагаю именовать себя не нацией, а совокупностью этносов, волею разных обстоятельств оказавшихся в совместном проживании на плодородной земле Казахстана.
Юсупов, г.Шымкент |