|
Алан Байтенов
Буквально на днях автору этого материала вновь пришлось столкнуться с темой прохождения технического осмотра автомобиля. Решил действовать по традиции. По какой, знает, наверное, каждый автолюбитель. Как это происходило, читателя, наверное, мало интересует. Скажу лишь одно - встреча со специальным человеком удалась. Кстати, взяткой это (у нас, по крайней мере) назвать сложно - ну какая же это взятка, тем более что деньги были проведены через кассу, а все остальное - честному “помогаю” в качестве благодарности...
Нельзя сказать, что техническое состояние личного авто неудовлетворительное, однако, как хозяину мне известна реальная картина. И если бы процедура техосмотра проводилась при соблюдении всех надлежащих, пусть и устаревших, норм и правил, вполне возможно, эта картина стала бы понятна и инспектору, который попросил бы меня кое-что починить, отрегулировать или поставить и только потом обращаться за заветным талоном. Или хотя бы предоставить сам автомобиль “на ковер”... Такое отношение заставило задать себе вопрос - кого все же я обманул и кому и зачем отдал деньги?
Мы не раз говорили о том, что процедура технического осмотра, а точнее правила его прохождения, давно уже устарели. И ситуацию не спасает ни действующий экологический стандарт Евро-2, ни скорое введение Евро-3, ни желание передать техосмотр в конкурентную среду, то есть частникам. Все это не решает главной проблемы - контроля над техническим состоянием авто и, что самое главное, над потоками черного нала.
Говорить о том, насколько все же прогнила эта система, и то, что она безнадежно устарела, так как была принята еще в бытность Советского Союза (именно тогда разрабатывались методика и стандарты прохождения техосмотра), можно долго. Однако это не решит существующих проблем. По статистике, более 80 процентов автолюбителей проходят техосмотр, так сказать, с посторонней помощью. И это данные только по автопарку легковых автомобилей страны. С коммерческим и пассажирским транспортом ситуация еще интереснее - как правило, частные автобусные и коммерческие автопарки закупают талоны оптом. При этом им приходится это делать как минимум 2 раза в год. Согласно существующим правилам, техосмотр тяжелых машин необходимо производить с большей периодичностью. Естественно, такой техосмотр всего лишь фикция и дань установленному законом порядку. За техническим состоянием авто, как и во все времена, следит исключительно собственник авто - на нем вся ответственность.
В то же время (автору случалось попадать в ДТП) при разборе дорожно-транспортного происшествия наличие техосмотра является лишь желательным бонусом. И, как правило, в 9 случаях из 10 представителям УДП можно объяснить, почему у тебя вдруг не оказалось талона. Судью этот момент тем более не интересует.
Нельзя сказать, что официальные власти не думают над этой проблемой. Еще как. Именно поэтому было предложено провести реформы в этой области. В частности, передать технический осмотр в конкурентную среду, то есть частным компаниям. Это, по мнению законотворцев, позволит вывести техосмотр из одного ведомства и передать под крышу сразу нескольких - Министерства транспорта и коммуникаций, Министерства индустрии и новых технологий и лишь в последнюю очередь Министерства внутренних дел. Что, по мнению реформаторов, позволит создать условия для лучшего контроля над черным налом и частотой прохождения процедуры технического осмотра. Однако скептики, точнее реалисты, утверждают - это совершенно бездейственные перемены. И вспоминают следующее: в свое время техосмотр был выведен из-под контроля частных организаций исключительно по одной причине - слабого контроля над исполнением норм прохождения и благоприятного для процветания коррупции климата. Но, как видим, от чего бежали к тому, в конце концов, и пришли.
Это все наталкивает на совершенно, на наш взгляд, здравую мысль - может, стоит рассмотреть возможность полной отмены этой сделки с законом? Кстати, не раз за подобное решение выступали общественные объединения в Казахстане. Но авторитетнее всего выглядит сообщение российских средств массовой информации. Дмитрий Медведев, президент Российской Федерации, также негативно высказывался об этом пережитке прошлого и предлагал полностью выкорчевать процедуру технического осмотра из соответствующих законов и актов. Выступить с таким предложением российского президента заставило все то же - высокий уровень коррупции, на практике бесполезный механизм прохождения техосмотра (там все так же - техосмотр в свободной продаже) и желание чиновников передать процедуру частникам. Решение, кстати, по этому вопросу будет принято на днях, ориентировочно в двадцатых числах мая, сообщают российские коллеги. По всей видимости (к этому склоняются российские аналитики), после того как свою позицию по этому поводу озвучил глава государства, решение будет положительным.
Во всяком случае, выступая с таким предложением, спикер опирался в том числе и на опыт зарубежных стран. Как известно, например, в США, в некоторых штатах процедура технического осмотра (в нашем понимании) попросту отсутствует - все сведено исключительно к проверке вредных выбросов. Это там называется Аuto emission test, причем проводится подобный тест не чаще одного раза в два года. Что же касается конкретных штатов, в Миссисипи техосмотр сводится исключительно к замеру CO и визуальному контролю (наличие повреждений, полное присутствие светотехники). Процедура, кстати, проводится по формуле 5х5 - 5 минут и 5 долларов. Иллинойс, Миссури, Калифорния - проверка на токсичность. Кстати, интересный факт - в 2001 году в Техасе было принято решение поднять стоимость техосмотра с 5 долларов до 12,5. Это была практически себестоимость процесса, однако автосервисы все же начали конкурировать за получение государственной лицензии. (При этом стоимость почему-то планируется выставить в районе 30 долларов, или 4,5 тысячи тенге...)
Повторимся, перечислять все минусы и рассуждать о бесполезности такого понятия, как прохождение технического осмотра в Казахстане, да еще и с существующей ментальностью и порядками, можно бесконечно. Проще, наверное, отойти от подобной процедуры вообще. Правда, принять такое решение крайне сложно - кто без сожалений пойдет на сознательное снижение малых, но стабильных поступлений в бюджет? Однако стоит помнить и такое - большая часть этих средств до казны, естественно, не доходит, а оседает в карманах бегунков и авторов факсимиле (при этом суть прохождения давно потеряна). И здесь необходимо сделать важный выбор между облегчением жизни автолюбителям, общим снижением коррупции или не столь, откровенно говоря, существенными казенными поступлениями. |