|
Габит Жуматов
В начале июня наши выпускники школ будут сдавать Единое национальное тестирование (ЕНТ). Момент вполне достоин называться “судным днем”, ибо именно в эти три часа будут проверяться все знания предметов за 11 лет, результаты же решат ближайшее будущее не только абитуриента, но и всей семьи. Ведь при плохой сдаче она будет работать на обучение студента
Подготовка к этому событию начинается по-разному и в разное время, но в большинстве школ начинают “зубрить” тесты в старших классах. Именно “зубрить” - покупая прошлогодние варианты тестов, а как вы сами понимаете, “зубрежка” - это не есть прогресс, а в какой-то мере обман самого себя и окружающих. А общей программы подготовки как таковой нет, и, наверное, это первая проблема ЕНТ, так как, например, в Англии для этого специально отводится два года. А в нашей школьной программе это не предусмотрено, поэтому школам, школьникам и учителям приходится самостоятельно находить время, жертвуя некоторыми “ненужными” предметами, то есть теми темами, которые не входят в пятерку основных.
Мы очень любим внедрять в нашу жизнь нечто из жизни “продвинутых” стран, но, внедряя, забываем, что это является частью чего-то большего, поэтому эффект либо негативен, либо его вообще нет. Так, мы ввели ЕНТ в старое советское образование. Да, на Западе активно используется институт тестирования, но тестирование не возведено в ранг самого главного экзамена в жизни школьника, и вообще вся система образования отличается от нашей. А наша система после ряда реформ стала не советской, но и не западной, потеряв все преимущества первой.
|
Эрудиция или память. Что важнее? |
Говоря о западной системе, раз уж мы пошли по пути Болонского процесса, нельзя не сказать, как на самом деле проводится отбор в лучших вузах мира. Взять хотя бы пример Оксфорда, университета, выпустившего около 50 нобелевских лауреатов, лидеров мирового масштаба, великих деятелей искусства и науки. Так вот, тест там является второстепенным, в первую же очередь проверяются индивидуальные и интеллектуальные качества, нужно пройти специальное собеседование, доказав, что у вас есть не только способности к обучению и сильная мотивация, но и лидерские качества.
Собеседование с профессорами этого университета является самым сложным этапом и проходит оно следующим образом. Абитуриенту дается научный труд одного из деятелей науки, и целью является найти его минусы и в дискуссиях с этим же профессором убедить того в своей правоте. В другом же собеседовании вам придется отвечать на самые каверзные вопросы, ответы на которые должны ярко продемонстрировать наличие у кандидата широкого кругозора, собственного мнения и эрудиции. Вас могут спросить, например: “Как организовать успешную революцию?”. Кроме собеседования большую роль играет эссе на тему: “Почему я достоин учиться в Оксфорде”, нелишней также будет ваша общественная работа, которая должна будет подкреплена рекомендательными письмами.
А дело в том, что процесс учебы в Оксфорде состоит не только в овладении знаниями, но и в умении вести дискуссии - спорить, отстаивая свою точку зрения. Каждую неделю студент пишет эссе и представляет его на суд своего персонального наставника. Задачи у обеих сторон разные: у преподавателя - раскритиковать, а у студента - защитить. “Если вы изо дня в день отстаиваете свою точку зрения, то в конечном итоге приобретаете уникальную способность находить ответы даже на такие вопросы, на которые в принципе нет ответа, - говорит Энтони Смит, президент Мagdalen College. - И с этим может справиться только тот, у кого достаточно ума, эрудиции, трудолюбия и амбиций. Вот таких абитуриентов мы и стремимся себе отобрать”.
Перед началом написания статьи автор этих строк провел собственное исследование в КазНПУ имени Абая и в КазНУ имени аль-Фараби относительно тестов в гуманитарных науках, в частности по исторической дисциплине. И на вопрос, объективно ли оценивает тестирование знание историков, лишь 41 процент респондентов ответили “да”, причем в большинстве это были студенты с низкой успеваемостью (судите сами, кому тесты нужны). Тогда как 59 процентов опрошенных ответили “нет”, и это уже были хорошисты и отличники. Их поддержали профессора и преподаватели: они ратовали за то, что проверять знания студентов нужно путем собеседований и с билетами, как в старые добрые времена. Деятели образования отметили два весомых аргумента против тестирования: во-первых, история, как и большинство гуманитарных наук, требует навыков устного выступления, эрудиции, интеллектуальных и индивидуальных навыков, которые не измеряются никакими тестами. А во-вторых, сами тесты изначально были созданы для вычисления уровня знаний умственно неполноценных детей, когда в 1904 году Альфреду Бине Министерство образования Франции поручило создать проверочный экзамен.
Но если мы хотим, чтобы в наших университетах учились достойные и сильные студенты, которые в будущем будут работать на благо нашей страны эффективно, то, наверное, и требования должны быть высокими, как в Оксфорде...
И последнее. Большинство реформ в разных отраслях, какими бы они ни были хорошими, проваливаются из-за коррупции. Наше Министерство образования искренне верило, что с введением тестирования коррупция сократится, ибо компьютер подкупить нельзя. Но в ЕНТ есть много способов обмануть компьютер, например, купив ответы или просто приготовить шпаргалки, которыми кишит Интернет. А Оксфордская модель снижает вероятность подкупа в несколько раз, потому что отбор проводится в несколько этапов, и на все денег (и желания их “давать”) хватит у очень немногих. |