ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



ПЛЕНИТЕЛЬНАЯ ЛЕГКОСТЬ Горячие новости / Культура

Ольга Шишанова
В Астане грядет мировая премьера балета “Сильфида” - совместная казахстанско-итальянская постановка знаменитого спектакля Августа Бурнонвиля. Об этом событии, которое впишет весьма заметную страницу в историю столичного театра оперы и балета имени К. Байсеитовой, наш разговор с заслуженным деятелем Республики Казахстан, главным балетмейстером театра Турсынбеком Нуркалиевым

- Турсынбек Абдыбаевич, прежде чем стать художественным руководителем театра оперы и балета имени К.Байсеитовой Вы проработали 30 лет в театре оперы и балета имени Абая в Алматы?
- Да, это так. А здесь, в эпоху становления непосредственно самого театра, мне в художественном плане приходилось все начинать с нуля.
Судите сами. Профессиональных танцоров не было, была только молодежь из училища. Но мы, не унывая, собрали первоначальную труппу артистов из 42 человек и выпустили первый спектакль “Лебединое озеро”.
Сегодня в репертуаре театра уже 18 спектаклей, и это только балетных!
В самом ближайшем будущем будет ставиться опера “Манон Леско”, кстати, также, 18-я по счету. Итого у нас в репертуаре 36 спектаклей – оперных и балетных. Поэтому могу смело утверждать, что за каких-то 10 лет мы смогли достичь весьма неплохого уровня, и не только оказаться на виду у знаменитых постановщиков ведущих мировых театров, но и завоевать признание у зрителей многих городов мира, где мы побывали с гастролями. Кроме того, к нам сегодня, например, может приехать любая пара ведущих зарубежных исполнителей для того, чтобы выступить на подмостках именно нашего столичного театра. Это, я считаю, также показатель.
alt
- Расскажите, пожалуйста, о сегодняшнем составе столичной театральной труппы…
- Всего у меня в труппе 70 человек, с которыми я сегодня работаю.
Уже 12 сезонов, то есть с самого начала открытия театра, у нас выступает прима-балерина Гульфайруз Курмангожаева, первый танцор Сержан Кауков, а также Гаухар Усина, Жандос Аубакиров.
Гордимся мы и молодой порослью – теми, кто, говоря на профессиональном жаргоне, сейчас продолжает постигать “запах пыли на сцене”. Это Асель Шайкенова, Мадина Баспаева, Таир Гатауов, Лена Семенова, Алена Рустемова, Рауан Оразбаев.
В самом начале 2000-х мне надо было обучать всех новеньких – они были молодыми, неопытными, а я один. Это сейчас уже, слава Богу, есть те, на кого можно равняться.
Наша профессия не из легких, она требует постоянных занятий, упорного ежедневного тренинга классического танца. Поэтому в театре с 9 утра до 21.00 зал постоянно занят репетициями.
Танцевальный век в балете – с 18 до 38 лет. В первые 10 лет нарабатывается имя, а потом уже, как правило, имя работает на тебя.
И сегодня мы можем гордиться, что наши воспитанники уже работают на сценах других стран, что их уровень востребован.
- Ваша любимая музыка, спектакль, композиция…
- Я не люблю рэп, попсу и тому подобное. А вот классика каждый раз в новом прочтении открывается для меня заново. Любимый композитор – Моцарт. Он мне ближе других, особенно его симфонии. Люблю Чайковского. Слушая их, я просто отдыхаю.
Я занимаюсь каратэ с 1977 года. Но музыка для меня все равно не сравнима ни с чем - именно она дает мне внутреннюю энергию.
Любимый балет – “Бахчисарайский фонтан”. Кстати, в нем я с удовольствием исполняю роль хана Гирея. Нужно сказать, что к этому образу я шел долго. Сначала танцевал в этом спектакле татарский танец, затем кордебалет, потом юношу Вацлава и, наконец, хана Гирея.
В 1979 году в алматинском театре я тогда был самым молодым исполнителем этой роли. И очень боялся ошибиться в ее трактовке. Но все же понравился своей мимикой, жестами. С тех пор эта роль близка мне по духу. Когда читал Пушкина, вспоминал, как описывали хана – благородный, сильный. И вообще, я люблю читать информацию о спектакле до того, как станцевать в нем какую-либо роль.
Любимый балет, мною поставленный, – “Баядерка”. Он близок мне по моему внутреннему складу. Нравятся мне и “Сильфида”, “Дон Кихот”, “Лебединое озеро”.
- Кстати, о «Сильфиде»… Почему Вы решили сделать совместную казахстанско-итальянскую постановку?
- Дело в том, что одна из лучших танцовщиц этого балета – итальянка Мария Талиони. Поэтому и прерогатива у итальянцев. Хотя изначально Август Бурнонвиль поставил его в Дании. Он был датчанином. Но и сегодня считается, что лучшие исполнители спектакля – итальянцы.
- Это шотландская история?
Да, хотя сюжет балета основан на фантастической новелле французского писателя Шарля Нодье “Трильби”, написавшего ее в 1822 году. Премьера балета состоялась в 1832 году в Гранд-опера в Париже на музыку французского композитора Жана Шнейцхоффера в постановке балетмейстера Филиппо Тальони. Главную партию в нем исполнила его дочь, известная тогда балерина Мария Тальони.
Затем балет был показан в лондонском Ковент-Гардене 26 июля 1832 года, 18 сентября 1837 года - в Санкт-Петербурге, а 19 мая 1841 года - в миланской “Ла Скала”.
Вторая известная нам версия появилась 28 ноября 1836 года в Королевской опере в Копенгагене. Музыка была написана Херманом Левенсхольдом, обогатившим партитуру истинно шотландскими мелодиями, хореография принадлежала датскому балетмейстеру Августу Бурнонвилю и базировалась на первоначальной версии Тальони. Именно эта постановка вошла в историю балета и до сих пор ставится на всех крупнейших сценах мира. Однако ее появление было чистой случайностью. По иронии судьбы изначально август Бурнонвиль планировал показать оригинальную версию балета в исполнении Датского королевского балета, однако Парижская опера заломила столь высокую цену за партитуру Шнейцхоффера, что Бурнонвиль был вынужден обратиться к другому композитору.
- Насколько заманчив сюжет?
- Это очень романтичный спектакль. Изначально в первом действии молодому шотландскому крестьянину Джеймсу накануне его свадьбы с деревенской девушкой Эффи является Сильфида - пленительный дух воздуха. Она порхает вокруг дремлющего у камина Джеймса и будит его поцелуем. Джеймс, очарованный Сильфидой, полюбившей его, пытается поймать ее, но она исчезает. Когда собираются гости, Сильфида появляется вновь - невидимая никому, кроме Джеймса. Колдунья Мэдж пророчит Эффи совсем другого жениха - Гюрна. Джеймс прогоняет колдунью, которая уходит, затаив на него обиду. Во время свадебного празднества вновь появляется Сильфида и похищает обручальное кольцо. Не в силах противостоять ее чарам Джеймс устремляется за ней, покинув убитую горем Эффи.
Во втором действии колдунья Мэдж ворожит, склоняясь над кипящим котлом, у нее в руках длинный прозрачный шарф. А в царстве воздушных эльфов в зачарованном лесу Джеймс следит за ускользающей от него Сильфидой, но никак не может удержать ее. Она возникает перед ним, подает воду из родника, ягоды. Джеймс пытается поймать ее, но она недосягаема. Тогда колдунья предлагает Джеймсу волшебный шарф, с помощью которого он сможет пленить неуловимую Сильфиду. Действительно, когда Джеймс накидывает шарф на плечи Сильфиды, она теряет свои крылья и не может улететь. Но и жить она тоже не может. Подруги уносят погибшую Сильфиду в облака… Вдали проходит свадебное шествие - это Эффи и Гюрн…
- Каковы художественные планы театра?
- Хотим закончить триптих одноактных балетов – “Смерть и юноша”, “Кармен” Ролана Пети и “Шехерезаду” Михаила Фокина. Плюс в ближайшее время – “Спартак” Хачатуряна в постановке Григоровича и “Эсмеральду” Цезаря Пуни в постановке Петипа.
Что касается костюмов, декораций, то мы изначально дружили с художником Александром Семизаровым, сейчас его дело продолжают его ученики, которые создают для нашего театра и костюмы, и декорации. А балетные пачки мы приобретаем в Москве, там мировой стандарт для всех.
Когда мы дарим зрителю свое искусство, то это проявляется в движениях тела: рук, ног, повороте головы… И нам, артистам балета, надо ежедневно отрабатывать это, доказывая, что ты артист, что ты чего-то стоишь. Поверьте, один раз вкусив творчество, истинный артист начинает жить только этим. И, если он настоящая творческая личность, то всегда будет стремиться к большему.
Ведь, как говорит Григорович: “Станцевать может любой, но вот кто будет на это смотреть?”.

Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение