|
Юлиана Жихорь
Во вторник в Астане стартовало важнейшее экономическое событие года - IV Астанинский экономический форум. Перспектива введения наднациональной резервной валюты, еще недавно казавшаяся призрачной, стала основной в повестке дня форума. Многочисленные Нобелевские лауреаты обсуждали не столько возможность появления такой валюты, сколько сроки, когда это может быть сделано, и что будет с нынешними резервными валютами и мировой экономикой в процессе реформации
Дефекталы, акметалы и транзиталы три года назад казались одним бесперспективным направлением, другим - идеей, по крайней мере, очень далекого будущего. Однако продолжающийся кризис привел к тому, что перспектива замены доллара иной резервной валютой уже не кажется утопией.
Надо отметить, что Казахстан уже давно призывает мировые экономики задуматься: а стоит ли американская экономика того, чтобы так цепко удерживаться за ее валюту как крупнейшую резервную. Пока экономисты осторожничают, категорически не отрицая подобную перспективу, но признаваясь, что у них “есть сомнения”.
Например, евро - единственной действующей региональной валюте, как признают знаменитейшие ученые экономические умы, - еще далеко до полной замены доллара как резерва. Профессор экономики Гарвардского университета, экс-заместитель Госсекретаря США по экономическим вопросам, бывший и.о. Госсека США Ричард Купер считает, для этого евро не хватает широты рынка ценных бумаг. Впрочем, он придерживается мнения, что и доллару еще рано сдавать позиции. Он прогнозирует, как минимум, несколько десятилетий до окончательного списания американской валюты из разряда резервных, поскольку “финансовый рынок США огромен и чрезвычайно ликвиден”. Впрочем, лауреат Нобелевской премии по экономике Джон Нэш предрекает, что недалек тот день, когда “мы пожалеем о количестве приобретений нот или облигаций, которые печатались департаментом казначейства США, и свободных денег, которые сегодня печатаются”.
Эксперты в большинстве своем считают, что плавающие курсы валют в привязке к валюте другой страны вредят общему “экономическому настрою”. Поскольку, как заявил экс-министр экономики Аргентины, а ныне председатель консалтинговой компании DFC Associates LLC Доминго Кавалло, в случае девальвации национальных валют проигрывают все за исключением США: “Другие валюты принимают на себя груз проблем валютно-финансовой политики США”. В то же время плавающие курсы приводят к угрозе страновых дефолтов, поскольку с помощью инфляции государства пытаются финансировать госрасходы и снижать свои долги. Правда, как заметил председатель корпорации JPMorgan Chase International, экс-председатель Центробанка Израиля Джейкоб Френкель, страны порой чрезмерно увлекаются конвертацией инфляции, сталкиваясь в результате с необходимостью ее обуздания. “Если вы хотите стабильности - убедитесь, что вы контролируете печатный станок”, - призвал Ковалло.
С другой стороны, жесткая привязка к какой-либо резервной валюте (как в настоящее время в Великобритании) не дает маневренности государству в проведении валютно-финансовой политики. Но зато в случае тотальной предсказуемости страновых экономик можно будет избежать внезапных обвалов и кризисов. Такой позиции придерживается член экономического консультативного совета премьер-министра Индии, экс-гендиректор Нацсовета по прикладным экономическим исследованиям Суман Бери, заявивший, что “фиксированный обменный курс - то, что не хватает миру”.
Интересно, что казахский профессор, президент Института экономических исследований Арыстан Есентугелов, не считает верным ставить знак равенства между понятиями “сильная валюта” и “плавающий курс”. По его мнению, сильная валюта отражает реальные аспекты развития экономики страны и наличия ресурсов, в то время как плавающий курс - место национальной валюты в общемировой валютной корзине, то есть степень развитости финансового сектора страны. Учитывая, что “рулят” валютно-финансовой системой лишь несколько крупных экономик, развивающиеся страны, к коим относится и Казахстан, не могут де-факто претендовать на устойчивость отечественных валют.
|
Если вы хотите стабильности - убедитесь, что вы контролируете печатный станок |
По сути, такую привязку нацвалют к некоей наднациональной единице валюты и предлагает ввести Казахстан. По словам Назарбаева, “вызовы финансового сектора заключается в дефектности мировой финансовой системы и ее основной составляющей резервной валюты”: “Существующая валютно-финансовая система не отвечает принципам законности и демократичности, ослабляет рост, искажает макроэкономические принципы, мешает решать возникающие глобальные проблемы. Для устранения этого дефекта потребуются кардинальные меры, до сих пор не имеющие прецедентов”. И по мнению Назарбаева, создание наднациональной расчетной единицы - дело времени: “Создание новой мировой резервной валюты позволит выстроить прозрачную, понятную всем глобальную валютно-финансовую систему, резервы стран станут более устойчивыми, в целом это позволит укрепить перспективы будущего экономического развития”. На начало движения в сторону создания такой валюты указывают массовые тенденции по созданию региональных валют. Евро был первой ласточкой, “страны Боливарьянского альянса уже говорят об операции с условной единицей сукре, страны БРИКС приняли меморандум об использовании национальных валют для взаимного кредитования”, о единой валюте говорят в ЕЭП.
“Отец евро” нобелиат Роберт Манделл, весьма скептично относившийся к идее создания подобного резерва еще два года назад, на сей раз был более лояльным. Однако, не отрицая возможность создания такой валюты, он замечал, что идти к ней нужно эволюционным путем. В частности, по его мнению, предстоит весьма болезненный поиск - чем будет обеспечиваться данная валюта? “Когда мы возвращаемся опять к золоту и уходим от доллара, то это снижает цены, а когда идем по доллару, то это создает инфляцию”, - сказал он. Вторая проблема - какой банк сможет взять на себя роль глобального регулятора?
Как полагает Манделл, доллар рано списывать со счетов, прописав ему оставаться резервной валютой как минимум еще лет 40. Экономисты считают, что это будет возможно лишь при модернизации политики международных финансовых институтов под текущие условия.
Для выработки общей стратегии финансовой системы и международной координации в будущем Назарбаев призвал все страны мира заключить Пакт о глобальном регулировании. Документ должен отражать консенсус интересов стран разного уровня развития. Поскольку, как сказал глава Казахстана, “предлагая развивающимся экономикам свободную торговлю без протекций, индустриальные страны сами продолжают субсидировать, защищать множество своих отраслей. Это уже названо рыночным фундаментализмом”: “То есть бедным странам приказано оставаться сырьевыми или “банановыми”, а развитым развиваться дальше за счет этого сырья”, - констатировал Нурсултан Назарбаев. И, по сути, уничтожая промышленность развивающихся стран и консервируя их бедность, развитые страны подкладывают сами под себя бомбу замедленного действия в виде социального, продовольственного и того же финансового кризиса.
Астана |