|
Алан Байтенов
Проект электронного правительства в Казахстане, по мнению экспертов, работает в основном ради облегчения трудового процесса самих государственных органов. Однако это не похоже ни на одну модель, принятую в мире, - система e-gov, в первую очередь, направлена на облегчение жизни гражданам государства. В то же время направление, ориентированное на потребителя государственных услуг, у отечественной системы практически не развито. Здесь две проблемы - подход к реализации проекта организаторами и низкая цифровая грамотность населения.
Об этом и о желательном будущем отечественного электронного правительства расскажет Михаил Тюнин, исполнительный директор фонда “Информационная инициатива”. Организация специализируется на проектах, связанных с обеспечением доступа граждан к информации и услугам электронного правительства
- Что сегодня тормозит развитие проекта электронного правительства в Казахстане?
- В стране до сих пор чрезвычайно низкий уровень компьютерной грамотности. Согласно данным социологических исследований, всего лишь 20 процентов населения имеют представление о цифровых технологиях и имеют навыки работы с Интернетом. Причем в основном, конечно, это молодежь. Которая, как правило, государственными услугами пользуется крайне редко и не в полном объеме. Более взрослое поколение по-прежнему предпочитает получать государственные услуги по старинке, например, через ЦОНы или производить обязательные платежи через кассы. Естественно, затрачивая на это массу своего времени. Да и по большому счету перечень государственных услуг, предлагаемых в рамках проекта e-gov, чрезвычайно беден.
- Каков, на Ваш взгляд, должен быть процент владения цифровыми технологиями в обществе, чтобы система электронного правительства работала эффективнее, в полную силу и развивала новые сервисы?
- Вообще всегда говорилось о задаче достижения порога в 20 процентов. По логике после достижения этого уровня должна была запуститься “цепная реакция”. То есть количество пользователей должно было резко возрасти, а следовательно, и существенно увеличиться потребление электронных услуг, предлагаемых государством.
Однако на практике все оказалось иначе. В 2006 году была разработана специальная государственная программа снижения цифрового неравенства, которая была направлена на создание этого 20-процентного порога. Но она не оправдала себя в полном объеме, и ее даже приостановили. Мы видим, что людям все же проще остаться один на один с чиновником или с кассиром банка и произвести операцию по старинке. Это происходит потому, что люди не чувствуют себя уверенными в сфере информационных технологий. Немаловажным фактором является и то, что население не знает ничего об информационном обществе - 4-м этапе реализации программы е-правительства, то есть о качественно новом формате общественных отношений, соответственно, к этому новому формату простой гражданин и не стремится.
- Вы думаете, что необходимо возродить эту программу?
- Разумеется. Однако это необходимо сделать по-новому. Мы в 2007-2008 годах проводили общественный мониторинг этой государственной программы. Но оказалось, что на бумаге все хорошо, а вот практическая реализация хромает. Никто не проводил диагностику - готовы ли местные органы власти создать условия для прохождения людьми этих курсов. Никто не организовал хорошую информационную кампанию. Более того, мы пришли к выводу, что 80 процентов казахстанцев вообще не знали, что существует многомиллиардная программа по бесплатному обучению компьютерной грамотности, которая, судя по отчетам чиновников, успешно реализовывалась.
По результатам исследования мы предложили сделать следующий акцент - проводить короткие, но практические тренинги, которые бы, в первую очередь, сняли барьер “боязни” информационных технологий. Плюс провести разъяснительную работу - четко объяснить, что информационные технологии ведут к следующему этапу развития нашего общества. Люди сами научатся технологиям, нужно лишь правильно их сориентировать. Это организаторы проекта учли на бумаге, но не сделали практически.
- Порой исполение продуктов в рамках проекта электронного правительства оставляет желать лучшего. С чем это связано, на Ваш взгляд?
- Фактически во время этапа формирования архитектуры электронного правительства во главу угла ставилась задача оптимизации деятельности структур государственного управления. И в меньшей степени программа электронного правительства была ориентирована на предоставление услуг населению.
Часто мы видим, что программные продукты, которые предлагаются потребителю, проходят очень короткий срок тестирования. То есть все ошибки исправляются уже на стадии промышленной эксплуатации. Практически все программные продукты, которые были созданы в рамках проекта электронного правительства, дорабатывались, так сказать, вживую. Этого делать категорически нельзя.
Еще один момент - не всегда технические задания по созданию тех или иных информационных систем разрабатывались грамотно. Это упущение заказчика - ответственного государственного органа. Это порой даже на руку исполнителям заказа - разработчикам. Но от этого, в первую очередь, страдает потребитель.
- Насколько, на Ваш взгляд, эффективна работа блог-платформ электронного правительства?
- Это очень интересно с точки зрения получения “качественной” обратной связи. Но в то же время пользователь тоже должен быть готов к диалогу. К сожалению, первый опыт создания персональных страниц руководителей государственных органов показал - блоги превратились в элементарную жалобную книгу. Между тем эта платформа задумывалась как инструмент для получения обратной связи, но не в форме жалоб, а в форме конкретных предложений и пожеланий, в том числе полученных в формате дискуссий.
- То есть Вы считаете, что блог-платформа электронного правительства более не актуальна?
- Содержать блог-платформу в том виде, в котором она существует сегодня, уже нецелесообразно. По своему опыту знаю - если тема достаточно скандальная, то на нее реагируют быстро. Но если тема связана с предложениями или с запросами, которые касаются улучшения чего-либо (в чем, собственно, и смысл блог-платформы), то такие, как правило, остаются без внимания. То, что блог “не добился” задуманного и стал иным, понимают и члены правительства. Поэтому сейчас глава правительства ищет новые площадки для общения с интернет-пользователями.
|
Соло на клавиатуре |
- Опыт внедрения электронного правительства какой страны, схожей по своей специфике с Казахстаном, Вы можете привести в пример?
- Эстонии. Эта многонациональная республика “помнит” Советский Союз, несколько схожа ментальность. Однако у них система электронного правительства работает совершенно иначе - эффективнее и доступнее в первую очередь для потребителя.
В их системе 250 баз данных. Они соединены в единую транспортную среду, которая называется X-road. Главный принцип системы - электронное правительство ориентировано на потребителя. Чтобы получить государственную услугу, необходимо лишь идентифицироваться с помощью своей ЭЦП, которая находится в удостоверении личности. Далее система сделает все сама, например, соберет все необходимые данные для выполнения услуги гражданину и никаких электронных справок!
Реклама электронного правительства вещает, что необходимо “бегать” по клавиатуре, а не по кабинетам. Но на деле люди сталкиваются с другой действительностью. Хочу привести реальный пример. Возле акиматов и налоговых органов в прошлом году висели билборды с рекламой е-правительства, а внутри налоговой находились толпы людей, которым нужно получить справку об оплате налога, чтобы пройти технический осмотр автомобиля. Естественно, что миллионы автовладельцев, а это активные граждане, видя такое воплощение идей программы электронного правительства, относятся к проекту, мягко говоря, скептически. И таких примеров можно привести много. Конечно, мы забыли о том, что же было еще пять лет назад и с какими очередями нам приходилось сталкиваться. Но в то же время за такие деньги и за такие сроки уже можно было бы сделать что-то более интересное и востребованное простыми гражданами нашей страны.
В Казахстане идея создания электронного правительства активно обсуждалась с начала 2000-х годов. В 2004 году появился документ, в котором была сформирована концепция создания и развития этого проекта. Если коротко, то становление электронного правительства было разделено на несколько этапов: информационный, интерактивный, транзакционный и переход к информационному обществу. Сначала были созданы информационные системы и интернет-ресурсы госорганов, которые соединены в единую транспортную среду, собраны государственные базы данных по физическим и юридическим лицам, недвижимости и адресный регистр. Далее последовал этап создания системы единого цифрового документооборота между госорганами. Ну и для того, чтобы граждане могли «общаться» в режиме онлайн с органами исполнительной власти, создавались соответствующие ресурсы: портал е-правительства и платежный шлюз. Отныне граждане и юридические лица могут пользоваться услугами с применением электронно-цифровой подписи, производить платежи (оплачивать штрафы, вносить налоги). |