|
Ирина Гайкалова
Алматинский фотоклуб "Медео" можно назвать неофициальным, негласным раритетом города. Что говорить: 45 лет творческих поисков, нелегкого пути, чистого энтузиазма
Фотоклубовцы не только не дали затихнуть творческому огню фотоискусства в стране, но и вознесли казахстанскую фотографию до мирового признания. 13 декабря в Доме ученых открылась выставка "Пространство памяти". Ею легендарный алматинский фотоклуб отмечает свое 45-летие. В канун славной даты состоялся наш разговор с Валерием Дмитриевичем Коренчуком, долгие годы бессменным руководителем фотоклуба "Медео".
- Валерий Дмитриевич, с какими мыслями подошли к юбилею клуба?
- С веселыми и грустными одновременно. Начнем с последних. Дело в том, что в последнее время фотография в Казахстане претерпевает значительные изменения. И прежде всего потому, что появилась возможность ничего особенно не делать: нажать на кнопку и получить фотоизображение. Это привело к падению общего уровня фотографии.
Я считаю, что в период, когда этот процесс был не настолько упрощен, более того, достаточно усложнен, это, как ни странно, повышало качество фотографий. Людям волей-неволей приходилось постигать элементарные азы фотоискусства. Они должны были хорошо знать устройство фотоаппарата, владеть секретами фотопечати. И таким образом повышался общий фон фотографирования - людям не хотелось просто нажимать на кнопку, они хотели получить достойный результат.
- А где сегодня можно постичь азы мастерства фотографирования?
- Из частных учебных заведений в Алматы, к примеру, я могу назвать студию Владимира Бабкина. С одной стороны, я рад, что есть такая студия, но, с другой стороны, в целом, проблема не решается. Человек, конечно, может получить за десять занятий навыки мастерства. Однако такое обучение не может заменить академического, где расширяется кругозор, даются представления о смежных видах искусства - все это необходимо настоящему фотохудожнику. И потом, нужно преподать психологию, привить нравственные критерии, дать установку на то, чтобы человек мог сказать себе: нет, этого я никогда в жизни снимать не буду! Мораль - прежде всего. Вот этого в Казахстане получить практически невозможно.
- Вы всегда отстаиваете принципы моральности фотохудожника, хотя сегодняшняя фотография, кажется, считает эти подходы устаревшими...
- К сожалению, о морали часто забывают, причем этот процесс происходит в мировом масштабе. Яркий пример - World Press Photo, которое из года в год ставило во главу угла изображение крови и насилия. В 1972 году организаторы решили, что мир может спасти не красота, как говорил Достоевский, а шоковая терапия. Они развратили фотографов донельзя этим подходом. С этих фотографий капала кровь.
-
Вы можете снять шокирующую фотографию?
- Нет, для меня это невозможно - руки не поворачиваются. Вы понимаете, трагедию можно показать, но не таким образом. Когда в одной фотографии World Press Photo натыкаешься на семьсот убитых в кадре - это уже не искусство. Смакование подробностей далеко от эстетики искусства.
Приведу другой пример: на общем темном фоне фотографии выделяются только два светлых круга - это глаза мальчика, почти скелета, которого держит на руках мать. И подпись: "Семь лет жизни, семь лет голода". Вот что западает в душу, несет в себе высокий нравственный смысл и поднимается до высот фотоискусства.
- Любительская и профессиональная стезя фотографа - чем они различаются?
- Профессионалы работают так: за что платят, то и снимают. Поэтому в значительной степени у нас поднялись рекламная, журналистская фотографии. А все остальное - на откупе энтузиастов, которые уже время от времени умирают.
- И никакой поддержки, например, со стороны государства энтузиасты не ощущают?
- Абсолютно. Министерство культуры думает только о том, как бы придумать новый запрет, регламент, как бы прессу урегулировать. А до мастеров фотографиии никому дела нет. Мы не можем порой найти триста-четыреста долларов, чтобы провести выставку.
Более того, никто не отмечен государственными наградами, хотя многие имеют международное признание! К примеру, Виталий Федорович Бильков - один из тех, кто вывел фотоискусство Казахстана на мировую арену. Его работы демонстрировались на 467 выставках, он имеет сотни наград. И ни одной правительственной, казахстанской!
Другой пример. С девяностого года я бегал по инстанциям и говорил: давайте сделаем альбом фотографий - Казахстан на пороге тысячелетия. Можно было бы запечатлеть страну, сделать это историей, как это сделала когда-то в 1929 году Америка. Она тогда была в полной экономической разрухе, и фотографы запечатлели ее такой, без прикрас. И эти моменты стали национальным достоянием: негативы хранятся в Национальной библиотеке Конгресса США. А что у нас? Никто так и не отозвался на мой призыв. Хотя и сегодня еще не поздно сделать такой проект.
- И все же, Валерий Дмитриевич, при всех заботах клубу есть чем гордиться...
- Вы правы. Достаточно сказать: работы алматинцев демонстрировались на 1420 международных выставках. Принесли своим создателям 5 Гран-при, 17 международных премий "За социалистическое фотоискусство", два десятка золотых медалей, вдвое больше серебряных и бронзовых, около двухсот дипломов, грамот, призов и прочих отличий. Десять членов клуба отмечены почетными званиями ARTIST и EXCELLENCE Международной федерации фотографического искусства FIAP. Причем по количеству авторов, имеющих звание EXCELLENCE FIAP, фотоклуб втрое превосходит всю Россию.
История фотоклуба "Медео" - это история тех, кто долгие годы оставался предан фотоискусству, кто прошел годы разочарований и побед, взлетов и падений.
Поначалу все выходило спонтанно, само собой: повинуясь непреодолимому внутреннему порыву, в Алма-Ате в скверике возле почтамта стали собираться поклонники фотографии. Они рассматривали снимки, хвалили свои, критиковали чужие, делились секретами самых лучших проявителей, рассуждали о композиции. Со временем увлечение переросло в неодолимое желание "выйти в свет", нужна была широкая аудитория.
И вот зимой 1962 года в кинотеатре "Ала-Тау" провели первую городскую выставку. На ней было представлено почти триста работ, выбранных из нескольких тысяч: ведь каждый принес все, что доселе накапливалось годами, десятилетиями. Выставка имела громадный успех, с нее и решили отсчитывать возраст фотоклуба.
В 1990 году клуб остался без помещения. Счастливая случайность и человеческое участие дирекции Дома ученых привели фотохудожников под крыло этого здания в 1993 году, где фотоклубовцы находятся по сей день.
Каждый год в день рождения фотографии - 7 января - фотоклуб открывает выставку работ участников конкурса "Золотой объектив". В этом году уже в седьмой раз. Есть у организаторов мечта - вывести конкурс на международный уровень. Но как это сделать, если не решены основные организационные моменты? Самый больной вопрос энтузиастов актуален как никогда: смогут ли фотоклубовцы собираться в Доме ученых в ближайшем будущем? Никто четкого ответа дать не может. |