ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Чувство света Горячие новости / Культура

Ирина Гайкалова
Алматинский фотоклуб "Медео" можно назвать неофициальным, негласным раритетом города. Что говорить: 45 лет творческих поисков, нелегкого пути, чистого энтузиазма


Фотоклубовцы не только не дали затихнуть творческому огню фотоискусства в стране, но и вознесли казахстанскую фотографию до мирового признания. 13 декабря в Доме ученых открылась выставка "Пространство памяти". Ею легендарный алматинский фотоклуб отмечает свое 45-летие. В канун славной даты состоялся наш разговор с Валерием Дмитриевичем Коренчуком, долгие годы бессменным руководителем фотоклуба "Медео".
- Валерий Дмитриевич, с какими мыслями подошли к юбилею клуба?
- С веселыми и грустными одновременно. Начнем с последних. Дело в том, что в последнее время фотография в Казахстане претерпевает значительные изменения. И прежде всего потому, что появилась возможность ничего особенно не делать: нажать на кнопку и получить фотоизображение. Это привело к падению общего уровня фотографии.
Я считаю, что в период, когда этот процесс был не настолько упрощен, более того, достаточно усложнен, это, как ни странно, повышало качество фотографий. Людям волей-неволей приходилось постигать элементарные азы фотоискусства. Они должны были хорошо знать устройство фотоаппарата, владеть секретами фотопечати. И таким образом повышался общий фон фотографирования - людям не хотелось просто нажимать на кнопку, они хотели получить достойный результат.
alt
- А где сегодня можно постичь азы мастерства фотографирования?
- Из частных учебных заведений в Алматы, к примеру, я могу назвать студию Владимира Бабкина. С одной стороны, я рад, что есть такая студия, но, с другой стороны, в целом, проблема не решается. Человек, конечно, может получить за десять занятий навыки мастерства. Однако такое обучение не может заменить академического, где расширяется кругозор, даются представления о смежных видах искусства - все это необходимо настоящему фотохудожнику. И потом, нужно преподать психологию, привить нравственные критерии, дать установку на то, чтобы человек мог сказать себе: нет, этого я никогда в жизни снимать не буду! Мораль - прежде всего. Вот этого в Казахстане получить практически невозможно.
- Вы всегда отстаиваете принципы моральности фотохудожника, хотя сегодняшняя фотография, кажется, считает эти подходы устаревшими...
alt
- К сожалению, о морали часто забывают, причем этот процесс происходит в мировом масштабе. Яркий пример - World Press Photo, которое из года в год ставило во главу угла изображение крови и насилия. В 1972 году организаторы решили, что мир может спасти не красота, как говорил Достоевский, а шоковая терапия. Они развратили фотографов донельзя этим подходом. С этих фотографий капала кровь.
- Вы можете снять шокирующую фотографию?
- Нет, для меня это невозможно - руки не поворачиваются. Вы понимаете, трагедию можно показать, но не таким образом. Когда в одной фотографии World Press Photo натыкаешься на семьсот убитых в кадре - это уже не искусство. Смакование подробностей далеко от эстетики искусства.
Приведу другой пример: на общем темном фоне фотографии выделяются только два светлых круга - это глаза мальчика, почти скелета, которого держит на руках мать. И подпись: "Семь лет жизни, семь лет голода". Вот что западает в душу, несет в себе высокий нравственный смысл и поднимается до высот фотоискусства.
- Любительская и профессиональная стезя фотографа - чем они различаются?
- Профессионалы работают так: за что платят, то и снимают. Поэтому в значительной степени у нас поднялись рекламная, журналистская фотографии. А все остальное - на откупе энтузиастов, которые уже время от времени умирают.
- И никакой поддержки, например, со стороны государства энтузиасты не ощущают?
- Абсолютно. Министерство культуры думает только о том, как бы придумать новый запрет, регламент, как бы прессу урегулировать. А до мастеров фотографиии никому дела нет. Мы не можем порой найти триста-четыреста долларов, чтобы провести выставку.
Более того, никто не отмечен государственными наградами, хотя многие имеют международное признание! К примеру, Виталий Федорович Бильков - один из тех, кто вывел фотоискусство Казахстана на мировую арену. Его работы демонстрировались на 467 выставках, он имеет сотни наград. И ни одной правительственной, казахстанской!
Другой пример. С девяностого года я бегал по инстанциям и говорил: давайте сделаем альбом фотографий - Казахстан на пороге тысячелетия. Можно было бы запечатлеть страну, сделать это историей, как это сделала когда-то в 1929 году Америка. Она тогда была в полной экономической разрухе, и фотографы запечатлели ее такой, без прикрас. И эти моменты стали национальным достоянием: негативы хранятся в Национальной библиотеке Конгресса США. А что у нас? Никто так и не отозвался на мой призыв. Хотя и сегодня еще не поздно сделать такой проект.
- И все же, Валерий Дмитриевич, при всех заботах клубу есть чем гордиться...
alt
- Вы правы. Достаточно сказать: работы алматинцев демонстрировались на 1420 международных выставках. Принесли своим создателям 5 Гран-при, 17 международных премий "За социалистическое фотоискусство", два десятка золотых медалей, вдвое больше серебряных и бронзовых, около двухсот дипломов, грамот, призов и прочих отличий. Десять членов клуба отмечены почетными званиями ARTIST и EXCELLENCE Международной федерации фотографического искусства FIAP. Причем по количеству авторов, имеющих звание EXCELLENCE FIAP, фотоклуб втрое превосходит всю Россию.
История фотоклуба "Медео" - это история тех, кто долгие годы оставался предан фотоискусству, кто прошел годы разочарований и побед, взлетов и падений.
Поначалу все выходило спонтанно, само собой: повинуясь непреодолимому внутреннему порыву, в Алма-Ате в скверике возле почтамта стали собираться поклонники фотографии. Они рассматривали снимки, хвалили свои, критиковали чужие, делились секретами самых лучших проявителей, рассуждали о композиции. Со временем увлечение переросло в неодолимое желание "выйти в свет", нужна была широкая аудитория.
И вот зимой 1962 года в кинотеатре "Ала-Тау" провели первую городскую выставку. На ней было представлено почти триста работ, выбранных из нескольких тысяч: ведь каждый принес все, что доселе накапливалось годами, десятилетиями. Выставка имела громадный успех, с нее и решили отсчитывать возраст фотоклуба.
В 1990 году клуб остался без помещения. Счастливая случайность и человеческое участие дирекции Дома ученых привели фотохудожников под крыло этого здания в 1993 году, где фотоклубовцы находятся по сей день.
Каждый год в день рождения фотографии - 7 января - фотоклуб открывает выставку работ участников конкурса "Золотой объектив". В этом году уже в седьмой раз. Есть у организаторов мечта - вывести конкурс на международный уровень. Но как это сделать, если не решены основные организационные моменты? Самый больной вопрос энтузиастов актуален как никогда: смогут ли фотоклубовцы собираться в Доме ученых в ближайшем будущем? Никто четкого ответа дать не может.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





  • Гулим

  • 14 декабря 2007 15:55
  • Группа: Гости
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
^
Ирочка, вы большая умница!
С удовольствием читаем ваши материалы.
Чувство стиля, хорошее владение словом присуще вам.
С наступающими праздниками!
Гулим
  • Нравится
  • 0
  • Ирина Гайкалова

  • 17 декабря 2007 22:22
  • Группа: Гости
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
^
Спасибо большое, Гулим, за теплые слова!
  • Нравится
  • 0
  • Группа: Гости
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
^
Уважаемая Ирина, огромное спасибо за материал.
Я представляю Фонд развития фотографии (г. Екатеринбург) и мы с партнерами в настоящее время реализуем проект: выставки фотографий современных фотографов Средней Азии, приуроченный к проведению саммита ШОС в Екатеринбурге.
Я не могу найти в сети контакта с фотоклубом "Медео".
Большая просьба оказать мне в этом содействие.
мой адрес: deni-star@yandex.ru
Заранее премного благодарен.
  • Нравится
  • 0
  • Kingos

  • 16 февраля 2009 08:05
  • Группа: Посетители
  • Регистрация: 15.02.2009
  • Статус: Пользователь offline
  • 1 комментарий
  • 0 публикаций
^
Мдя .. интересненько!
  • Нравится
  • 0
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение