ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



В НАШИХ ПАЛЕСТИНАХ Горячие новости / Исследования

Анастасия Наумецкая
История появления евреев в Казахстане насчитывает около двух тысяч лет, началась она с Великого шелкового пути - среди купцов и торговцев было немало иудеев. Поскольку в Хазарском каганате исповедовали иудаизм, а великая торговая дорога предоставляла всем свободу вероисповедания, на этом пути существовали и синагоги: одна из них была найдена археологами на территории Туркестана.
Европейские евреи стали поселяться на территории современного Казахстана в середине XIX века: это были солдаты-кантонисты. Во времена царской России евреи жили за чертой оседлости - там, где им было разрешено, а на свободных территориях могли поселяться только купцы высоких гильдий или солдаты-кантонисты, то есть те солдаты, которые отслужили двадцать пять лет в армии

alt
В мае 1884 года в Верном уже была открыта синагога - к этому времени собралась достаточная группа людей, которая смогла дать деньги на постройку здания и пригласить на работу священника. В 1897 году здесь проживали девяносто девять евреев, а в уезде вместе с городом - сто семьдесят семь. В 1908 году в уезде было зарегистрировано еврейское молитвенное общество. В 1910 году в Верном проживало более двухсот евреев, в Актюбинске - тридцать пять, в Акмолинске - сто пятьдесят. Среди евреев, проживавших на территории Казахстана в начале XX века, было много врачей: А.Рязанский, создавший в Верном больницу Красного Креста, М.Розенблюм и другие, фармацевты, владельцы промышленных и ремесленных предприятий: Г.Гамбург (владелец завода по производству безалкогольных напитков), М.Бленд (большая мебельная мастерская). В Алма-Ате в 1928-29 годах находился в ссылке Лев Троцкий. Среди эвакуированных евреев во время Второй мировой войны были известные кинорежиссеры, операторы, работавшие в Центральной объединенной киностудии: Г.Рошаль, С.Эйзенштейн, Ю.Райзман; в Алма-Атинской студии кинохроники работал Д.Вертов. Многие из них сыграли выдающуюся роль в послевоенные годы в развитии искусства республики, среди них, конечно, Е.Брусиловский - один из основоположников казахского музыкального искусства. Также известны П.Зальцман, художник, ученик П.Филонова, главный художник “Казахфильма”, главные режиссеры Алма-Атинского театра русской драмы Я.Штейн (в 1945-57 годах) и А.Локшин (в 1960-х годах). В Целинограде управляющим треста “Целинтрансстрой” был Л.Лямин, начальником “Целинэнерго” - В.Левин. Первыми целинными совхозами руководили Лия Гольдберг, И.Пимштейн, С.Франк. В создании первого вуза - Акмолинского сельскохозяйственного института - активно участвовал профессор М.Гендельман (родился в 1913 году), он же в 1961-83 годах был ректором института.
По мнению Александра Барона, на сегодняшний день после всех волн эмиграции на территории Казахстана проживает около пятидесяти тысяч человек, которые могут назвать себя евреями.
Сегодня ведущими еврейскими организациями в Казахстане являются ассоциация “Мицва” и Еврейский конгресс Казахстана, созданный в 1999 году. Александр Барон с 1992 года является президентом ассоциации еврейских национальных организаций “Мицва”, в 2002 году он был избран членом президиума Координационного совета Всемирного конгресса русскоязычного еврейства. О том, как живет и развивается еврейская диаспора, а также об интересных исторических фактах мы поговорили с Александром Иосифовичем.
- Александр Иосифович, звучит, как фраза из учебника истории, однако всего лишь одиннадцать лет назад это был прошлый век. Так вот, каким образом приехали евреи в Казахстан в прошлом веке?
- С приходом советской власти было несколько волн приезда евреев на землю Казахстана. Первая, хорошая - это индустриализация, строительство Турксиба, сюда приехало много молодых специалистов. Вторая, очень печальная - это всем известные репрессии. И третья, самая большая волна - эвакуация 1941-42 годов. У нас есть архивные документы, согласно которым только за первые две недели ноября 1941 года в Казахстан прибыло около семидесяти тысяч евреев. Казахстан приютил всех, и очень многие выжили благодаря этой замечательной земле и этому народу! Следующая волна - послевоенное антисемитское движение в Советском Союзе, которое было связано с разгромом еврейского антифашистского комитета и делом врачей. Но, как говорится, нет худа без добра. Благодаря этому медицинские вузы Караганды и Акмолинска стали сильнейшими в Союзе: в то время это были самые мощные, колоссальные медицинские школы.
И последняя волна приезда евреев связана с освоением целины, когда многие специалисты приехали из территорий с выраженным антисемитизмом - это Украина, Белоруссия и Молдова - трудиться и жить в Казахстан!
- Какие еврейские праздники вы отмечаете?
- Наша жизнь - и не только праздники - подчинена еврейскому календарю. Новый год, согласно ему, празднуется осенью, в конце сентября - начале октября. В этом году Новый год будет 29-30 сентября. Далее, конечно, это Ханука - праздник свечей. Не вдаваясь в его историческое происхождение, замечу, что дети очень любят это празднество, потому что все старшие дарят им ханукальные деньги. Пурим, который был 20 марта, - это самый настоящий карнавал. А следующий праздник, который нас ждет, - Пэсах, или Пасха.
- Существует ли какая-то статистика, в какую сферу профессиональной деятельности евреи привнесли максимум своего труда в Казахстане?
- И врачи, инженеры, учителя, но и очень много талантливых и добросовестных людей работало на простых специальностях. Сапожники, швеи, часовые мастера, конструкторы на заводе... Я искренне затрудняюсь ответить на этот вопрос. Евреи всегда жили в системе ограничений, у нас очень долго не было своей страны, в России евреи долгое время не имели права заниматься, например, сельским хозяйством, при этом не имея и права жить в больших городах... Советская власть дала возможность учиться, и жажда учиться дала многим евреям возможность стать специалистами в той или иной области. Но потом эта же советская власть деградировала в такое государство, в котором все еврейские дети в школьном возрасте знали, что если они хотят чего-то достичь в жизни, надо учиться в три раза лучше, чем просто надо. Таким образом, в какой бы профессиональной среде ни оказывались евреи, они старались быть максимально успешными и полезными.
- Есть ли этнические группы в вашей диаспоре, согласно историческим корням - как, например, бухарские евреи в Узбекистане?
- Разумеется. Но я уточню, что те, кто называется бухарскими евреями, - это сефарды, выходцы из Испании, они всегда жили в Азии, не только в Узбекистане - только там они получили название бухарских евреев. На территории Казахстана больше всего проживает евреев-ашкенази. Ашкенази - это выходцы из Германии, которые проживали в Польше и странах Восточной Европы, они считаются европейскими евреями. В Алматы также живут потомки грузинских евреев, которые были высланы вместе с другими кавказскими народами. Есть у нас удивительная группа, которая называется “лох-лухи”, или “арамиты”, - они говорят на арамейском языке. В Алматы живет около семисот представителей этого довольно закрытого этноса, которые традиционно держатся друг друга, и, надо отметить, они глубоко верующие люди.

В Верном в 1854 году поселился ставший известным на многие годы Соломон Лейбин. Он организовал собственное фотодело в Семипалатинске. В наше время широко известны выполненные им фотопортреты Чокана Валиханова и Федора Достоевского, Абая Кунанбая и его семьи. Почтовые открытки фирмы “Лейбин и сыновья” со штампом Всемирного почтового союза встречаются во многих коллекциях Европы.

18 марта Республиканской общинной еврейской библиотеке Республики Казахстан официально было присвоено имя известного писателя Мориса Давидовича Симашко.
Народный писатель Казахстана, лауреат казахстанской Президентской премии мира и духовного согласия, лауреат Литературной премии имени Абая 1986 года за перевод на русский язык трилогии Ильяса Есенберлина “Кочевники”.
Морис Симашко родился 18 марта 1924 года в Одессе в семье родителей-интернационалистов, одесского еврея и поволжской немки, в День Парижской коммуны, поэтому и получил французское имя Морис. Он является автором многих произведений на тему среднеазиатской и российской истории, его книги переведены более чем на сорок языков.

В 1827 году Николай I подписал указ о воинской повинности для евреев, в соответствии с которым ежегодно царскую армию должны были пополнять по 10 рекрутов возрастом от 12 до 25 лет с каждой тысячи еврейских мужчин. Совершеннолетних определяли на действительную службу, а малолетних направляли в кантонистские школы “для приготовления к службе” в отдаленные регионы Российской империи. Таким образом, множество еврейских юношей оказалось в Казахстане.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение