Алла Иванилова
С 1 июля этого года таможенные посты между Россией и Казахстаном перестанут существовать. Чтобы товары наших компаньонов по Таможенному союзу не затерялись среди китайских товаров, на южных и восточных рубежах Казахстана усиливается контроль
Первый год работы Таможенного союза показал, что “трио” было создано не зря. С началом функционирования ТС экспорт Казахстана в Россию вырос на 38 процентов, в Беларусь - в 2,5 раза.
Теперь, когда все таможенные преграды будут стерты (останется только пограничный контроль), сотрудничество “союзников” станет еще крепче. Но есть и другая сторона медали - отсутствие таможенных границ может привести к усилению конкуренции. Китайские и индийские производители получат через Казахстан доступ в первую очередь на российский рынок.
Сейчас усиливается контроль в пунктах пропуска казахстанского участка внешней границы Таможенного союза. В частности, южные границы республики оснащаются современными техническими средствами. В прошлом году завершена установка автоматизированных систем учета транспортных средств, систем радиационного контроля, рентгентелевизионных аппаратов для сканирования багажа и ручной клади, а также систем персонального бесконтактного досмотра пассажиров. Это позволит не только усилить контроль за перемещением товаров, но и сократить время и минимизировать влияние так называемого человеческого фактора.
Кроме того, возможно, что уже в этом году все таможенные пункты пропуска на границе с Китаем перейдут на усиленный режим работы. Пока “усиление” коснулось лишь одного пункта. С 1 апреля на таможенном посту “Хоргос” в качестве эксперимента таможенники с казахстанской и китайской стороны работают семь дней в неделю по 12 часов в сутки без перерыва на обед. До этого они трудились пять дней в неделю по 8 часов с часовым перерывом на обед. По словам заместителя председателя Комитета таможенного контроля Омирзака Бейспекова, при прежнем режиме работы казахстанские таможенники на посту “Хоргос” в первой половине дня фактически не работали. “Пока таможенный контроль проходит на китайской стороне, уже подходит обед, как правило, до обеда на казахстанских пунктах пропуска полное затишье... Потом начинается перерыв на обед, у нас час, у них час, потом открываются пункты, пока они к нам доходят - уже основная масса не успевает в тот же день оформиться, у нас рабочее время закончилось - и все, с 18.00 мы обязаны закрывать шлагбаум”, - рассказал Бейспеков.
Сейчас же послабления закончились. Рабочий день для таможенников двух стран начинается с 8.30 и заканчивается в 20.30 часов по астанинскому времени. Китайские таможенники продолжают работать и в праздники, коих в Китае превеликое множество. Хотя раньше граница закрывалась на время празднования. Эксперимент с новым графиком работы продлится до июля. “По результатам эксперимента в июле 2011 года запланирована рабочая встреча с подведением итогов, где планируется договориться о тиражировании данного режима работы на все пункты пропуска с КНР”, - заявил зампред Таможенного комитета.
Три года стороны не могли достичь согласия по увеличению рабочего дня на постах, поскольку решение данного вопроса требовало дополнительных финансовых средств на увеличение штата сотрудников. И вот консенсус был найден. В основном благодаря администрации Синьцзян-Уйгурского автономного округа, которая заинтересована в увеличении торговли между нашими странами и уменьшении проблем в пунктах пропуска.
Помимо этого между Казахстаном и Китаем подписаны техусловия по информационному взаимодействию. “Информационный обмен позволит упростить таможенные процедуры, повысить достоверность сведений о перемещаемых товарах и транспортных средствах. Такой обмен таможенная служба Китая пока ведет только с коллегами из Европейского союза”, - заметил заместитель председателя Комитета таможенного контроля.
Астана |