|
Юлиана Жихорь
Предсказуемость прибыли
Депутаты обеспокоены инвестиционным климатом в Казахстане. По мнению сенаторов, правительство страны отталкивает иностранных инвесторов непредсказуемостью налогового режима
На прошедшем вчера традиционном пленарном заседании сената депутат Михаил Бортник в очередной раз обратился к премьер-министру с просьбой объяснить странности исчисления нефтяного налогообложения. Сенатор уже спрашивал об этом правительство в конце прошлого года, но получил недостаточно внятный ответ.
“Ставка экспортной таможенной пошлины (ЭТП) 40 долларов “установлена расчетно”, при этом никакой точной формулы ее определения не существует, когда и на какую величину будет изменена пошлина, неизвестно. Соответственно компаниям и акционерам неизвестна ключевая информация, позволяющая вести прогнозирование и планирование своей деятельности. О какой предсказуемости может идти речь?” - возмущался депутат ответом премьер-министра на свой декабрьский запрос.
Вопрос о предсказуемости более чем серьезен. Инвесторы предпочитают работать “в открытом поле”, когда могут просчитать все доходы и расходы от своего бизнеса. В случае же отсутствия формулы расчета налогообложения для инвесторов возникает угроза недополучить прибыль, на которую они могут рассчитывать. Что в результате значительно снижает инвестиционную привлекательность отрасли и, как следствие, страны в целом.
“В своем ответе, - продолжил свое обращение к премьеру депутат, - вы делаете ссылки на систему налогообложения Российской Федерации, а также на ряд европейских, в том числе скандинавских, стран, хотя достоверно известно, что структура налогообложения и рычаги воздействия на недропользователей, к примеру, России и Казахстана несопоставимы, - недоумевает сенатор. - По оценкам независимых экспертов, в случае применения фискального режима Российской Федерации к условиям недропользователей Казахстана налоговая нагрузка на последних может превысить 90 процентов. И уж совсем непозволительным выглядит сравнение размеров экспортной пошлины в Казахстане и России при том, что в Казахстане существует рентный налог, привязанный к экспорту, а в России его просто нет”.
“Следует признать, - говорится в депутатском запросе Михаила Бортника, - что у нас существует “механизм защиты” для недропользователей, работающих на низкорентабельных месторождениях с тяжелыми условиями добычи, хотя влияние данной “льготы” (снижение НДПИ) на налоговую нагрузку измеряется сотыми долями процента, в то время как введение новой экспортной таможенной пошлины, по расчетам независимых экспертов, дает рост в 9 процентов”. “В таких условиях говорить об инвестиционной привлекательности отрасли не приходится”, - резюмирует сенатор.
Данный вопрос актуален еще и тем, что в самом ближайшем будущем государство намерено выставить на продажу (так называемое “народное IPO”) акции ряда национальных компаний, в том числе и сырьевых. И гражданам, пусть и миноритарным, но инвесторам, необходимо просчитать все выгоды от приобретения акций: “Не понимая, каким будет уровень налогообложения добывающих компаний, невозможно принимать решение о том, вкладывать в них свои сбережения или нет, покупать акции или нет”.
Между тем данный вопрос носит принципиальный характер - гораздо важнее конкретных размеров пошлины или уровня налоговой нагрузки. Теперь, когда мы стоим накануне массового “народного IPO” национальных компаний, в том числе сырьевых, он затрагивает интересы большого количества людей, это касается их благосостояния.
В связи с этим депутат попросил премьер-министра дать ответы “по существу” на два важных вопроса. В первую очередь, каким образом правительство намерено выстраивать свою фискальную политику по отношению к добывающим компаниям с учетом предстоящего “народного IPO” национальных компаний, входящих в Фонд “Самрук-Казына”: “В частности, какие меры принимаются правительством, чтобы обеспечить предсказуемость фискального режима?”
И, что немаловажно, отслеживает ли правительство, “какое влияние на акции казахстанских компаний-недропользователей оказывают решения, касающиеся экспортной таможенной пошлины?” Сенатора заинтересовало, знает ли правительство, какое влияние такие решения оказывают на поведение институциональных инвесторов как иностранных, так и казахстанских в частности, накопительных пенсионных фондов? А также делался ли прогноз того, как влияет непредсказуемость отечественной фискальной политики в части ЭТП на реализацию Программы форсированного индустриально-инновационного развития, предусматривающей, в частности, привлечение значительного объема иностранного капитала? “Если такой прогноз существует, прошу его обнародовать”, - потребовал депутат.
Астана |