Ботагоз Омар
Казахстанские чиновники убеждены, что нерасторопность в вопросах решения судьбы отечественной АЭС стала большим плюсом. Сегодня, пока не принята пятилетняя программа правительства по развитию атомной энергетики и только-только достигнута договоренность с российскими партнерами по совместной работе над станцией, есть возможность скорректировать планы в связи с событиями в Японии
Землетрясение в Японии потрясло всю мировую общественность. Все, затаив дыхание, с 11 марта следят за событиями Страны восходящего солнца. По последним данным, число жертв стихии превысило 10 тысяч человек, 17,7 тысячи пропали без вести. После того как на японской АЭС “Фукусима-1I” прогремели взрывы, правительство повысило уровень тревоги в стране до максимального. Ситуация на аварийной электростанции по-прежнему остается непредсказуемой. В почве у станции были обнаружены следы радиоактивного урана, а в море у АЭС уровень радиации превышает норму в 1150 раз.
После этой трагедии Евросоюз всерьез задумался о будущем без ядерной энергии. Этот вопрос был обсужден на экстренной встрече министров энергетики и на экстренном заседании с экспертами Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). В Германии прокатилась волна демонстраций с требованиями закрыть все АЭС страны.
Первоначально власти нашей страны говорили о том, что будут привлекаться международные эксперты для того, чтобы пересмотреть вопросы возведения АЭС в десяти километрах от Актау на предмет соблюдения всех необходимых требований безопасности. (Напомним при этом, что судьба самой станции решается с 1998 года). Но теперь, судя по всему, “ревизия” коснется подходов к развитию атомной энергетики в целом.
“Мы как раз находимся в том положении, когда наша программа развития атомной отрасли (до 2014 года. -
“НП”) не утверждена”, - сообщил “НП” вице-министр индустрии и новых технологий Дуйсенбай Турганов. Пока данный документ находится на согласовании, что позволит нам пересмотреть ее с учетом всего мирового опыта и с учетом всех новшеств, которые будут внесены в связи с трагедией в Японии.
“Как раз мы сбалансируем, после можем утвердить нормальную программу. Мы должны все нюансы учесть. Плюс ко всему, у нас Закон “Об использовании атомной энергии” находится в парламенте, и это очень кстати. Мы можем сейчас внести в него ряд предложений, связанных с ужесточением требований по безопасности и надежности работы наших атомных реакторов в будущем. Поэтому мы считаем, это хороший опыт для нас”, - добавил вице-министр МИНТ.
Он добавил, что на сегодняшний день ТЭО строительства АЭС пока не разработано. Причина кроется в том, что межправительственное соглашение между Россией и Казахстаном было заключено только позавчера в ходе визита главы российской госкорпорации “Росатом” Сергея Кириенко в нашу страну.
Добавим при этом, что Казахстан не намерен отказываться от планов по возведению АЭС. По планам правительства, первый блок станции будет запущен уже в 2016 году. “Программа (по развитию атомной электроэнергии до 2014 года. -
“НП”) на сегодня пока еще не утверждена. Но тем не менее правительство ее одобрило, и сейчас она находится на согласовании в Администрации президента. Но мы считаем, что от идеи строительства атомной станции в Казахстане отказываться не стоит”, - считает Турганов.
Вице-министр напомнил, что программа по развитию атомной электроэнергии предусматривает участие во всех звеньях ядерно-топливного цикла: от добычи и переработки, обогащения урана, производства топливных таблеток, топлива для АЭС вплоть до конечного результата - строительства электростанции.
Тем не менее нам есть, над чем задуматься. По мнению отечественных ученых, треть территории Казахстана относится к сейсмически активной зоне. Наибольшей опасности подвержен Юго-Восточный регион страны. А из-за антропогенного вмешательства толчки были зафиксированы и на западе страны. Многие помнят землетрясение 2008 года, имевшее место в поселке Рыбцех Западно-Казахстанской области. По мнению директора Института сейсмологии МОН Танаткана Абаканова, это было связано с работами, ведущимися на Карачаганакском месторождении. “По нашим предположениям, изменение пластового давления привело к тому, что этот тектонический разлом начал “играть”, - сообщил он.
Астана |