|
Ботагоз Омар
Государство вновь заявило о своей посткризисной поддержке бизнес-предприятий, которые оказались в сложной ситуации. На этот раз рука помощи будет протянута средним и крупным предприятиям страны, от которых зависит экономическое положение целых городов. Власти страны намерены спасти от банкротства от 30 до 50 компаний
Эффект
снежного кома
С начала этого года власти страны внедряют Программу посткризисного восстановления. Здесь Кабмин работает в двух направлениях: по оздоровлению финансовой системы в целом и по восстановлению работы конкурентоспособных предприятий. На это направлены силы исполнительных органов власти, а также финансовых регуляторов в лице Национального банка и Агентства по регулированию финансового рынка и финансовых организаций.
С мелкими бизнес-предприятиями, задолженность которых составляет менее 4,5 миллиарда тенге, процедура государственной поддержки уже прошла обкатку в рамках реализации “Дорожной карты бизнеса-2020”.
Но, как показывает практика, десятки компаний, которые являются градообразующими и имеют долги свыше 4,5 миллиарда тенге, сегодня испытывают затруднения с погашением и обслуживанием кредитов и облигационных займов. А это, в свою очередь, грозит не только банкротством (следовательно, может вызвать социальный взрыв из-за появления сотен безработных), неисполнением налоговых обязательств, но и отрицательно скажется на ссудном портфеле банков.
По эффекту снежного кома, последнее сулит ухудшение качества активов банков и может привести к росту объемов создаваемых провизий, убытков, давления на капитал. А сокращение возможности кредитования реального сектора в итоге сдерживает рост экономики.
“Подушка
безопасности”
для бизнеса
Чтобы не допустить этого, Кабмином разработана Программа посткризисного восстановления, в рамках которой в этом году будет выделено 8,765 миллиарда тенге. По предварительной оценке, общая сумма расходов по реализации программы, рассчитанной на 2011-2016 годы, может составить до 145,404 миллиарда тенге.
Как сообщил, презентуя данный документ в ходе заседания правительства, министр финансов Болат Жамишев, в общей сложности до 2016 года Кабмин окажет помощь 30-50 предприятиям среднего и крупного бизнеса, имеющих статус системообразующих.
Причем компании, которые осуществляют свою деятельность в добывающих отраслях промышленности, а также производят алкогольную и табачную продукции, не будут иметь право на получение мер государственной поддержки.
Кроме того, участниками программы не могут являться юридические лица с участием государства, национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний и контролируемые ими юридические лица, а также юридические лица с иностранным участием.
Те предприятия, которым до начала этого года на основании решения суда в соответствии с Законом “О банкротстве” уже применена реабилитационная процедура, благодаря запущенной программе имеют хорошую возможность поправить свое финансовое состояние.
Заявки от потенциальных участков будут приниматься госорганами в течение всего 2011 года. Претендовать на получение “посткризисной” поддержки могут только те субъекты среднего или крупного предпринимательства, в которых трудятся от 50 до 250 человек, причем среднегодовая стоимость активов данных компаний за год должна составлять не более 325 000-кратного месячного расчетного показателя.
“Эта программа не будет иметь массовый, она будет иметь индивидуальный характер”, - подчеркнул министр финансов. Для того чтобы средства из республиканского бюджета были потрачены с наибольшей пользой, по каждому отдельному предприятию будет проводиться подробный анализ финансового состояния с выработкой конкретного плана оздоровления.
Для того чтобы разработать план оздоровления предприятия и его реализацию на практике, участником программы будет привлекаться профессиональный консультант. Половину этих расходов берет на себя государство, при этом максимальная сумма софинансирования каждого потенциального участника не должна превышать 35 миллионов тенге, включая стоимость сопровождения плана оздоровления.
В дальнейшем предприятия, восстановившие свою платежеспособность, смогут принять участие в правительственной программе “Производительность 2020” и в реализации Госпрограммы форсированного индустриально-инновационного развития страны до 2014 года.
Три “кита”
посткризисной
программы
В Программе посткризисного восстановления было принято решение о включении трех инструментов поддержки компаний, столкнувшихся с нехваткой ликвидности.
Во-первых, государство решило предусмотреть возможность поддержки со стороны кредиторов. Такой механизм подразумевает списание части задолженности (к примеру, или основного долга, или вознаграждения, или неустойки) или передачу банками сомнительных и безнадежных займов в дочернюю организацию по приобретению сомнительных и безнадежных требований коммерческих банков для управления ими, их последующей реализации, реструктуризации и (или) секьюритизации.
Возможно, здесь потребуется изменить график и периодичность погашения платежа, увеличить сроки финансирования или предусмотреть льготный период по выплате основного долга. Не исключено также, что потребуются дополнительные вливания для того, чтобы завершить инвестиционную фазу реализуемого проекта. Или же, как вариант, для улучшения ситуации на каждом конкретном предприятии потребуется найти стратегического инвестора, вливания которого помогут положительно повлиять на ход реализации проекта.
Во-вторых, предусматривается сценарий поддержки со стороны собственников предприятия. Это возможно путем увеличения акционерного (уставного) капитала предприятия или путем установления запрета на распределение чистой прибыли предприятия между участниками до полного погашения займа перед кредиторами.
По мнению экспертов, здесь может потребоваться также оптимизация бизнес-процессов предприятия или усиление кредитной структуры при исполнении условий реструктуризации задолженности.
Меры по недопущению банкротства предприятия могут потребовать административных изменений. Речь идет о необходимости получения согласия на реализацию пакета акций или доли участия в уставном капитале или о введении риск-менеджера или финансового контролера на предприятии.
Что касается мер государственной поддержки, то традиционный способ решения проблем с нехваткой ликвидности - это субсидирование процентной ставки по уже имеющимся займам или лизинговым операциям (или купона по облигациям, размещенным на Казахстанской фондовой бирже). Здесь не исключено также предоставление отсрочки по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет или предоставление налоговых преференций.
Не исключено, что потребуется принятие мер по размещению субъектами квазигосударственного сектора денежных средств на депозитах в банках второго уровня с учетом степени их участия в оздоровлении предприятий.
Кроме того, государство может предложить содействие в поиске стратегического инвестора или, используя процедуры государственных закупок, предоставить гарантированный заказ на срок до четырех лет, тем самым расширив рынок сбыта выпускаемой продукции и увеличив долю казахстанского содержания.
Последний инструмент, кстати, является наиболее распространенным способом государственной поддержки. Для сравнения: в 2009 году объем госзакупок только национальных компаний составил около 1,5 триллиона тенге, в 2010 году - два триллиона. А это на 60 процентов больше, чем все кредиты, которые коммерческие банки выдавали предприятиям малого и среднего бизнеса.
Юридические штрихи
Не исключено, что для реализации этой программы потребуется внесение целого блока поправок в действующее законодательство в области банкротства касательно применения судебной и внесудебной процедуры оздоровления.
Так, например, в правовом поле будет предусмотрена возможность введения внесудебной процедуры финансового оздоровления при согласии кредиторов, права требований которых в совокупности составляют 85 и более процентов от суммы задолженности (за исключением налоговой задолженности), а также возможность введения моратория в судебном порядке о признании банкротом по искам отдельных кредиторов при внесудебной процедуре оздоровления. Причем исключения будут только для кредиторов по налогам и другим обязательным платежам в бюджет.
Для того чтобы повысить эффективность судебной процедуры оздоровления, планируется на законодательном уровне ввести процедуру финансового оздоровления (реабилитации), отделив ее от процедуры банкротства (ликвидации).
Кроме того, за собственником предприятия с согласия кредиторов будет сохранено право управления предприятием в процедуре финансового оздоровления с возможностью смены топ-менеджмента по требованию кредиторов.
Наряду с этим планируется расширить состав комитета кредиторов и исключить требования касательно нечетности его состава, ввести дополнительный критерий подсчета голосов при голосовании в зависимости от суммы требования кредиторов и исключить из компетенции уполномоченного органа функции согласования введения процедуры реабилитации.
Планируется также скорректировать законодательство в области налогообложения, государственных закупок, о банках и банковской деятельности. Без этого невозможно будет предоставить отсрочку по погашению налоговой задолженности участникам программы.
Изменения потребуются также для передачи банками сомнительных и безнадежных займов в дочернюю организацию по приобретению сомнительных и безнадежных требований коммерческих банков. В дальнейшем они будут или реализованы, или же будет принято решение об их реструктуризации и (или) секьюритизации.
Только через юридические корректировки возможно предоставление возможности дочерней организации банка обменять сомнительные и безнадежные займы на облигации должника, конвертируемые в акции (доли участия) заемщика по истечении срока оздоровления или досрочно по согласованию банка и должника, которые подлежат реализации в течение одного года со дня их приобретения.
Не менее важно предусмотреть, чтобы у банка была возможность проведения равномерного формирования провизий пропорционально сроку деятельности организации. Речь идет о задолженности дочерней организации, которой переданы требования к заемщику - участнику программы оздоровления.
И, наконец, на участников программы не должны распространяться квалификационные требования, установленные законодательством о государственных закупках для потенциальных поставщиков. (Касательно платежеспособности и отсутствия налоговой задолженности сроком, превышающим три месяца.)
Также потребуется принятие нормативных правовых актов в соответствии с соглашением о государственных (муниципальных) закупках, подписанным в рамках Единого экономического пространства, по изъятию из национального режима определенных товаров, поставляемых участниками программы.
Астана
Предоставление отсрочки по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет и налоговых преференций может предоставляться по задолженности, сформировавшейся в период с 1 января 2008 года сроком до трех лет, в течение которых не производится начисление пени.
Наряду с указанным участники программы могут воспользоваться инвестиционными налоговыми преференциями и другими налоговыми льготами, установленными Налоговым кодексом. Участники программы должны уведомлять налоговые органы о своем участии в программе.
Субсидирование процентной ставки осуществляется только по кредитам и/или лизинговым операциям, купона по облигациям, размещенным на Казахстанской фондовой бирже. При этом общая сумма субсидируемых займов (кредитов) должна составлять или превышать 4,5 миллиарда тенге и по которым соглашения о финансировании заключены не позднее 1 января 2011 года (курс доллара на весь период реализации программы остается фиксированным на уровне значений 1 января 2011 года).
Субсидирование предоставляется на условиях обязательности реструктуризации финансовыми кредиторами обязательств в соответствии с планом оздоровления.
Субсидирование не осуществляется по кредитам, направленным на приобретение коммерческой недвижимости, не связанной с основным видом деятельности.
Срок субсидирования составляет до 5 лет, размер субсидии - до 7 процентов годовых. При этом итоговая ставка вознаграждения с учетом субсидирования для участника не должна быть ниже 7 процентов годовых.
Оператор по субсидированию и финансовые организации не взимают какие-либо комиссии, сборы и/или иные платежи. В случае возникновения положительной курсовой разницы ее засчитывают в счет будущих субсидий, а в случае отрицательной курсовой разницы - возмещение осуществляется за счет средств участника программы.
Субсидирование осуществляется ежемесячно в соответствии с графиком погашения участником займов (кредитов). |