|
Айгерим Бейсенбаева
В Алматы стартует XI Фестиваль японского кино, торжественное открытие которого состоится сегодня в кинотеатре “Цезарь”. Мероприятие организовано отделением Посольства Японии в Алматы совместно с киноклубом Олега Борецкого
После двухлетнего перерыва алматинцы вновь могут насладиться произведениями мастеров японского кинематографа. География проведения мероприятия в этом году несколько шире, чем раньше. После алматинцев с программой фестиваля ознакомятся зрители Бишкека.
Программа кинофестиваля, как и в прошлые годы проведения, представляется идеально выверенной и интересной всем возрастным категориям зрителей, начиная с самой юной аудитории. Небольшая подборка из пяти картин отличается разнообразием жанров и направлений - от музыкального подросткового кино и аниме до глубоких серьезных драматических фильмов и экшн-картин. По словам организаторов фестиваля, картины, на которых остановился их выбор, в полной мере отражают притягательность и таинственность японской культуры.
Все фильмы идут на японском языке с русскими субтитрами, что в первую очередь отвечает фестивальным требованиям и порадует людей, увлеченных изучением японского языка, и сторонников мнения о том, что иностранные картины при дубляже теряют часть своего обаяния.
Так как мероприятие проводится совместно отделением Посольства Японии в Алматы и киноклубом, отбор картин для показа на фестивале проходил следующим образом - три фильма представила японская сторона и две картины - киноклуб. Картиной, открывающей фестиваль, стал фильм 2005 года “Всегда: Закат на третьей авеню”. Второй фестивальный день начнется показом фильма-аниме “Волшебное лето” - доброй сказкой, основанной на японской народной легенде о водяном, и продолжится “оскароносной” картиной “Ушедшие” (2008 года). В воскресенье завершают программу кинофестиваля популярная в Японии молодежная комедия “Линда, Линда, Линда” и драма “Ханаби” Такеши Китано.
Подробнее о представленных на фестивале картинах рассказывает глава киноклуба и один из организаторов фестиваля Олег Борецкий:
- Киноклуб выбрал для показа сильные картины, признанные международными фестивалями и Национальной киноакадемией Японии. Одна из картин, “Ханаби”, отмечена высшей наградой Каннского фестиваля, а “Ушедшие” был удостоен премии “Оскар”. Остальные три были представлены Посольством Японии.
“Всегда: Закат на третьей авеню” - лирическая комедия, совершенно удивительный фильм, переносящий зрителя в Токио 1958 года. Картина рассказывает о технологических ценностях того времени - в одной из комических сцен рассказывается о том, что тремя священными сокровищами любой японской семьи в то время были холодильник, стиральная машина и телевизор. Интрига и комизм фильма состоят в том, что герои полфильма ждут покупки телевизора. Картина получила десятки, не просто несколько, а действительно десятки самых различных наград, в том числе и призы зрительских симпатий. Мне очень нравится слоган этого фильма - картина о времени, когда жизнь была беднее, а люди богаче. Я думаю, эта картина близка нашему зрителю какими-то общечеловеческими ценностями. Даже наш казахстанский кинематограф, если вспомнить картины 50-х, - тот же самый фильм “Наш милый доктор”, отражает те же самые человеческие чувства и помыслы. Возможно, показана не до такой степени материально обеспеченная жизнь, но переживания, имевшие место в картинах, были искренни и не столь прагматичны, как сейчас. Созвучие очень большое, и не только потому что это тоже восточная культура. Кино позволяет нам прочувствовать, что быт и ценности, которые были там полвека назад, были близки и нам.
Потрясающая лента “Ушедшие” - фильм о жизни и смерти. Он поучителен для наших кинематографистов в том плане, что показывает, как можно передать не только экзотику, а уникальные, глубокие особенности национальной культуры, и в то же время соединяет их с общечеловеческими ценностями. Как писали европейские источники, фильм является интересным взглядом на необычную профессию - наканси, человека, который совершают виртуозный и очень деликатный ритуал гримирования и омовения умершего в присутствии родственников. Такое, насколько я знаю, есть только в Японии. Картина высокой пробы, сделана безупречно. Другого такого же достойного фильма на иностранном языке Американская академия в 2009 году просто не имела.
Завершает программу проникновенная картина “Ханаби” культового режиссера Такеши Китано. “Хана” - это цветы, символ жизни, а “би” - огнестрельный огонь, символ смерти. Сам Такеши играет в картине главную роль - полицейского, который вынужден заниматься жестокой работой, и в то же самое время показаны его отношения с безнадежно больной раком женой. За весь фильм они не говорят друг с другом ни разу. Понимают друг друга без слов. В картине звучит совершенно потрясающая музыка японского композитора Джо Хисаиши. на мой взгляд, это один из самых красивых саунд-треков XX века. Картина была снята достаточно давно, во второй половине 90-х, и была названа одной из лучших картин десятилетия.
Фильмы Такеши Китано предпочитает в основном мужская аудитория, но здесь режиссер достиг такого баланса, что этот фильм поднимается над типичными пристрастиями - предпочитаемого мужчинами экшна и любимой женщинами мелодрамы. Так же, как и название, картина соединяет предельную нежность и жестокость.
Для меня особенность японского кино заключается в том, что оно проникает в глубь человеческой природы. Я не говорю о том, что само отношение человека и природы в японском кино удивительно показано - человек не вычленен из природы. Японская культура интересна некой отгороженностью и загадочной самобытностью. К примеру, иногда нам сложно понять героев, почему им смешно в таких моментах, которые у нас своей трагичностью или драматизмом не вызывают улыбку. Многое для нас в японском кино остается загадкой.
Музыка в японском кино - это нечто по-настоящему проникновенное, она передает на языке невербальном те сложные, подчас непостижимые переживания героев, которые только музыкой и можно передать. |