|
Наталия Цой
Вопрос качества образования в школах уже традиционно вызывает сомнения. Особенно когда приходит пора выбирать, где ребенку предстоит получать базовые знания. Какому учебному заведению отдать предпочтение - частному или все же государственному? Должно ли быть обучение платным и дорогостоящим? И есть ли гарантия, что высокая стоимость будет означать такой же высокий уровень преподавания?
К тому же в наше время (в сравнении, скажем, с советским прошлым) роль родителей в социализации ребенка значительно возросла, тогда как роль государства уменьшилась. И если раньше можно было ориентироваться на близлежащие школы, то есть по району своего проживания, в надежде на некий средний общепринятый стандарт, то теперь родители готовы возить своих детей на другой конец города. И даже страны. Лишь бы толк от учебы был.
Редакция газеты “НП” решила помочь разобраться в этой непростой ситуации и рассказать о наиболее интересных учебных заведениях Казахстана. Мы продолжаем свой обзор. На этот раз речь пойдет об алматинской Школе Архимеда
|
Пожалуй, у этой школы самая необычная история. Она была создана 3 июля 1988 года и первоначально имела своеобразное название - Экспериментальная школа для подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания. С таким названием в СССР были спецшколы для подростков, кого обычно называют трудными. “Мы брали тех, кто оставался за бортом обычной школы по разным причинам”, - поясняет директор
Архимед Искаков.
Тем не менее учеба в школе была действительно элитной и очень высокого уровня. Профессионализм учителей позволял обычным детям в кратчайшие сроки устранять провалы в знаниях, выравнивать уровень, догонять остальных сверстников.
А фундаментальные предметы, такие, как математика, физика, химия, биология, были такого высокого уровня, что многие вузы заключили со Школой Архимеда договор о том, что выпускные экзамены приравниваются к вступительным.
В дальнейшем название школы неоднократно менялось, и с легкой руки журналистов она стала известна как Школа Архимеда, или Архимедка, качество образования в которой основывается на трех направлениях.
Первое - фундаментальное образование - остается по-прежнему мощным. Тут, кстати, следует пояснить, что Архимед Мынбаевич - потомственный математик. При этом он категорически против ранней специализации детей по любому предмету, особенно по такому действительно трудному, как математика. Усиленное занятие точными науками в школе начинается с 10 класса, когда дети действительно готовы к серьезным нагрузкам.
Второй блок - языковая база. Это, естественно, казахский и английский языки. Им уделяется серьезное внимание. Что касается государственного языка, то тут все понятно - владеть им важно и нужно. Да и английский язык здесь не считается отдельной специализацией. “Тем не менее владеть иностранным языком на бытовом уровне по окончании школы необходимо”, - считает директор школы.
Третий блок - это общекультурные, общечеловеческие ценности, к которым, как известно, надо приобщать с раннего детства. Все ученики Архимедки не просто умеют хорошо рисовать и лепить, они играют на двух музыкальных инструментах. В старших классах в обязательном порядке дети знакомятся с историей живописи, скульптуры, архитектуры, театра, кино, музыки.
Если говорить непосредственно о самом обучении, то наряду со стандартной государственной программой в школе внедряются и авторские педагогические программы. В некоторых областях (например, математике) они привязаны к бывшим лучшим московским школам. Плюс ко всему идет постоянный мониторинг новшеств в образовании и в ближнем, и в дальнем зарубежье.
Особое внимание привлекает и педагогический состав. В основном это молодые преподаватели. Хорошо это или плохо, судить не нам. Конечно, некоторые родители, возможно, предпочитают учителей со стажем. Видимо, они больше внушают доверие.
С другой стороны, у молодого коллектива больше шансов проявить не только профессионализм, но и креативный подход в своей непростой работе. Вопрос “старения” квалифицированных кадров в этой школе решен.
Еще один момент, который привлекает внимание. Архимед Мынбаевич придерживается такого правила, что школу можно... примерить (!!!). Что и доказывает в своей работе. И объясняет это тем, что все дети из разных семей, разного воспитания, философии, мироощущения, восприятия. “Для нас важно, чтобы мы с ребенком нашли точки соприкосновения, - говорит он. - Если ребенок будет ходить в школу, как на фронт, ничего хорошего из этого не выйдет. Даже если, по мнению родителей, это лучшая школа в городе”.
Правила “примерки” таковы. Родители, которые хотят, чтобы их дети учились в этой школе, могут неделю водить ребенка в эту школу, чтобы он сам решил, насколько ему здесь комфортно. Практика показывает, что достаточно недели, чтобы присмотреться к школе и понять - ваша или не ваша.
|
Творческий подход важен каждому |
В Школе Архимеда найден хороший баланс, касающийся содержания образования. Здесь есть дух образования. Это раз. Присутствует атмосфера доброжелательности. Это два. А еще здесь, в первую очередь, дети ценят друг друга по человеческим качествам, а не по размеру родительского кошелька. Это просто-напросто не модно и порицается самими детьми.
А преподаватели гордятся не тем, что их выпускники легко поступают в лучшие университеты мира, а тем, что они на протяжении всей учебы остаются сильными студентами. “Наши выпускники занимают и занимали крупнейшие посты и в правительстве, и в сфере бизнеса, - рассказывает Архимед Мынбаевич. - Но это еще не все. Один из выпускников 9 лет был профессором математики в Сорбонне. Некоторые из тех, кто закончил нашу школу, занимали ключевые посты в банковских системах во Франции и Англии”. |