|
Галя Галкина
Владимир Касютин, секретарь Союза журналистов России, главный редактор журнала “Журналистика и медиарынок”, знает, как сделать газету успешной и интересной, о чем интересно и доступно рассказывает в своей книге “Живая газета”.
Он внушает своей целевой аудитории, журналистам, спокойный оптимизм, призывая выпускать такую газету, которая была бы по-человечески теплой и интересной, “когда кажется, что мир, как состав без управления, несется под откос...”
Владимир Касютин - автор нескольких книг: “Газета успеха”, “Газета. Технология успеха”, редактор-составитель книги “”Российская пресса от “А” до “Я”. Копилка опыта региональных редакторов и журналистов”, в том числе переизданная автором несколько раз “Живая газета” - бестселлер в среде журналистов. О ней говорят, ее хотят прочесть, пытаются купить... И хотя книгу можно найти в Интернете, читатели гоняются за бумажным изданием.
Он издает собственные книги сам - для целевой аудитории, для людей, занимающихся журналистикой. Когда я оказалась в Москве на семинаре для журналистов русскоязычных СМИ ближнего и дальнего зарубежья (организатор - ИТАР-ТАСС), то именно Владимира Касютина, привлеченного к семинару в качестве лектора, попросила рассказать о том, как можно издать в России хорошую, интересную, полезную книгу. Эта тема актуальна и для нас, казахстанских журналистов, среди которых есть авторы собственных книг.
Мы обращались на страницах “НП” к теме поддержки в нашей стране творческих людей, создающих социально значимые вещи, тех, кто уже готов представить миру свои достижения - книги, картины, музыкальные произведения. (“Неизданное”, “НП” за 3 декабря 2010 года). Речь шла именно об издании книг начинающих, продолжающих и даже уже сколько-то известных авторов. У нас люди, которые могут внести вклад в культурную, общественную жизнь своей страны, в том числе писать книги, не имеют, к сожалению, должной поддержки со стороны общества. А как это происходит в России, с которой мы и сегодня объединены общим культурным пространством? До сих пор казахстанцы и россияне читают общие книги, одинаково интересные для граждан России и Казахстана.
- Владимир, Вы известный в российской журналистике человек. Наверняка в издании книг Вам содействует государство?
- Все свои книги я издавал сам. Если говорить о распространении книг в России, то коль оно не связано с очень большими продажами, то и распространения как такового нет. Об этом говорят многие авторы. Конечно, у тебя могут взять что-то в продажу, но за это придется заплатить огромные проценты. Автор при этом получает мизерный гонорар, все уходит посредникам, сетям распространения.
Но за последний год кризиса серьезный книжный рынок обрушился... В России стали покупать намного меньше книг. И книги у нас дорогие. Не знаю, как в других странах... Цены отнюдь не упали, люди стали покупать меньше книг, соответственно, снизились продажи многих изданий.
- Писать меньше не стали в России?
- Когда смотришь, сколько новых фамилий появляется, какое интенсивное продвижение новых авторов происходит, то можно предположить, что меньше писать не стали. Наоборот. К сожалению, продолжается советская традиция. В Советском Союзе считалось, что любой может писать стихи. Теперь очень многие кинулись в написание книг. Один мой приятель недавно заявил: “Я тоже буду писать книгу!” А он за всю жизнь даже ни одной статьи не написал. Видимо, у людей есть некое ощущение, что это так просто. Но на самом деле есть примеры, когда выходят довольно халтурные вещи и они издаются и продаются. Да еще и обсуждаются всей страной. Очень много денег вкладывается в продвижение книг, и продать можно почти все, что угодно.
- К тому же количество книг одного автора, изданных за какую-то единицу времени, превышает все возможные пределы...
- Такие сочинители стали брендами - когда коллектив авторов пишет под одной фамилией. Не буду называть, кто именно так работает. Но явление такое есть.
- Скажите, каковы гонорары таких рабов, пишущих на брендовое имя?
- Насколько я знаю, средний автор получает очень немного. Например, гонорар автора детектива средней популярности составляет тысячу долларов за книгу. Это мало.
- Где авторы находят средства на издание своих произведений?
- В России стали появляться очень интересные бюджетные проекты. Есть издательства, типографии, которые издают книги в рассрочку. Они просчитывают, сколько будет стоить тираж твоей книги. Ты можешь перечислить какую-то небольшую сумму и начинаешь писать. И потом, когда книга издана, автор продает ее. Я свои книги продавал сам. Например, одна моя книга была посвящена всем этим издательским делам. И когда я приезжал на семинары в города России, то после семинара продавал книгу.
- То есть Вы издавали книгу под свою аудиторию...
- Да. Тираж разошелся мгновенно, потому что я попал в свою аудиторию. Последняя книга, “Живая газета”, оказалась востребованной.
- Каковы прогнозы на издательское дело в России для авторов - хороших и разных?
- Думаю, что ситуация и дальше будет развиваться также. Какие-то корпорации получают от этого деньги. Но за бортом остается довольно много интересных авторов.
- Дает ли что-нибудь в плане помощи авторам Союз писателей России?
- У нас несколько союзов писателей. Союз журналистов один. Наверное, потому что ресурсов было меньше. Не вижу участия союзов писателей России в продвижении книг. Союзы писателей не просматриваются в информационном пространстве страны. До сих пор выходит “Литературная газета”, редактор которой Юрий Поляков неплохой, яркий писатель. Но ведь газета-то ужасная! Хотя автор известный, стабильный. Пишет 25 лет. На полках магазинов множество его книг. Писательское имя получил в советские времена и сумел его удержать. Была экранизация каких-то его романов. Но написание неплохих книг не гарантирует успеха издаваемой этим же автором газеты.
- Государство вкладывает средства в издание содержательной, полезной и интересной литературы, поддержание хороших авторов?
- Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям занимается книгоизданием. Там каждый год выделяются деньги на лоббирование каких-то социально-важных тем. Но я не знаю конкретно, кому и как дается право на издание в рамках этих проектов. Мне, кстати, предложили поучаствовать в конкурсе, так как написанная мною книга относилась к числу важных изданий. Я делал ее для того, чтобы рассказать, как издавать качественную газету. Меня посвятили в условия издания книги в рамках проекта Федерального агентства: будет оплачена печать книги в типографии, все должно быть очень прозрачно, как автор, я обязан показывать все продажи - куда что идет - до одного экземпляра... Но вы же понимаете, что это почти невозможно: кому-то подарил несколько книг, еще кому-то дал. И так далее. Хотя некоторые издательства получают деньги от федерального агентства, средства не очень большие, но они есть...
- Поэтому Вы предпочитаете издавать самостоятельно свои книги. И, видимо, тиражные рекорды бьют детективы, приключения, эротические романы и так далее?
- Книжный рынок, как и все остальные, непрозрачен. Что на самом деле сегодня на первом месте - сказать сложно. Вот если бы проблема изучалась по-настоящему, как это происходит в музыкальном бизнесе: мы узнаем, что продается определенный продукт, потому что попросту другой не пускают. Вот и в книжном бизнесе происходит то же самое. Могу привести пример с покойным Василием Аксеновым. Замечательный автор, у него классные книги, выпускаемые большими тиражами. Все хорошо продается, потом допечатывается... Но Аксенов из тех авторов, которые сделали себя давно.
- Как Вы находите средства для издания своих книг?
- Но это же на самом деле недорого, несложно найти деньги для издания книги тиражом в тысячу экземпляров (больше делать бессмысленно). Сеть распространения не берет подобные книги. Продавать такое издание вы будете сами. Может быть, сеть и возьмет кого-нибудь, но очень сложно туда пробиться. Сеть интересуют быстрые и большие прибыли. Средние прибыли им неинтересны.
- Интернет соперничает с книгоиздательством?
- А вам нравится читать книгу в Интернете?
- Нет! Предпочитаю “живую” книгу, как, впрочем, и “живую” газету.
- Мне тоже не нравится. У меня так бывало: иногда скачивал новую книгу из Интернета, и если она мне нравилась, то я все-таки покупал потом ее, бумажную, в магазине. Мне кажется, что нас, таких книгочеев, ценящих хорошую литературу, еще много.
- Вы издаете собственный журнал. Что интересно Вам как его редактору?
- Нас интересуют два момента. Первое - это осмысление того, что происходит с профессией. Что с нами происходит? А второй, более практичный вопрос - описание собственных проектов. Что мы, журналисты, делаем? Более всего интересны размышления о том, что происходит в мире, профессии, любопытен обмен этими мнениями. Вот что очень важно! Потому что журналисты сегодня разорваны географически, идеологически, финансово.
Москва - Алматы
Справка “НП”
Владимир Леонидович Касютин - секретарь Союза журналистов РФ, руководитель образовательных программ Фонда развития информационной политики.
Лауреат премии Союза журналистов России “За книгу о журналистике и журналистах” (“Газета города и района: технология успеха”, 2005). Автор около 30 статей о проблемах медиауправления.
Владимир Касютин много лет работал в разных проектах - “бумажных”, телевизионных... Последние четыре года занимается тренингами, встречами с профессионалами.
Читал лекции второкурсникам на факультете журналистки МГУ по теме “Развитие прессы в России”. Но, по наблюдениям Касютина, студентам это малоинтересно: “Я потратил столько сил, сколько не расходую за два дня семинара для профессиональных журналистов.
Другое дело - общаться с людьми, которым это нужно и интересно, которые с помощью издания газет зарабатывают деньги, потому что нам есть, о чем поговорить.
Наша журналистская профессия сегодня драматично меняется. Все то, что происходит в настоящее время, делает нашу жизнь намного сложнее. Все труднее зарабатывать деньги профессией, изданием газет”. |