Константин Маскаев
Маленький атом в большой игре
У Казахстана достаточно весомых аргументов, чтобы занять полноправное место в мировом ядерном клубе. Закрыв Семипалатинский ядерный полигон, а позже, в 1992 году, объявив об отказе от ядерного оружия, Казахстан недвусмысленно обозначил свою позицию в этом вопросе: стремление продолжить развивать мирное использование атома. С идеей создания Международного банка ядерного топлива (МБЯТ) в апреле 2010 года на Глобальном саммите по ядерной безопасности, проходившем в США, выступил именно Казахстан. В МАГАТЭ задумались
Об этой теме очень мало известно. Возможно, поэтому обрывочные сведения порождают неверные предположения, что Казахстан может предоставить свою территорию под свалку ядерных отходов. Учитывая же устойчивую нуклеофобию, которая естественным образом закрепилась в сознании граждан по отношению ко всему, что связано с использованием расщепленного ядра тяжелых металлов, этот вопрос тем более требует разъяснения.
Прежде всего следует сказать, что наличие МБЯТ не влечет ввоз каких-либо радиоактивных отходов, отработавшего ядерного топлива. Использованное ядерное топливо не будет возвращаться в страну, где размещен банк. Сама же идея банка ядерного топлива предполагает, что в нем будет аккумулирован запас низкообогащенного урана, который после соответствующих промышленных процедур может быть использован для атомных электростанций. Причем запас этот не очень большой. Это, скорее, “экстренный” оперативный склад. Заинтересованные страны, в числе которых США, Великобритания, Норвегия, Кувейт и другие, собрали на эти цели около 150 миллионов долларов. На них планируется закупить примерно 60 тонн урана.
Заявив об отказе от ядерного оружия и последовательно выполнив свои обещания, Казахстан зарекомендовал себя в этом вопросе как партнер, внушающий доверие. Кроме того, в стране осуществляется жесткий экспортный контроль за ядерными материалами.
Немаловажным для МАГАТЭ является и то, что Казахстан не конфликтует ни с одной страной мира, придерживается миротворческой политики и обладает миролюбивой военной доктриной.
|
Этот прибор нам знаком и понятен |
Сегодня в распоряжении Казахстана, как минимум, две известные широкой публике площадки, которые после соответствующих работ можно было бы использовать под банк ядерного топлива. Прежде всего это территория бывшего Семипалатинского ядерного полигона, а ныне - Национальный ядерный центр, сложный научно-исследовательский комплекс, где сохранена уникальная лабораторно-экспериментальная база. Есть специалисты в области ядерной энергетики. Называется и Ульбинский металлургический завод в Усть-Каменогорске.
Размещение банка ядерного топлива можно рассматривать как закономерный и последовательный импульс к развитию ядерной энергетики, научно-технической базы, внедрению передовых технологий, обмену опытом с другими странами, в том числе с государствами - спонсорами проекта.
Кроме того, Казахстан обладает и собственными запасами урана, которые могут быть использованы для пополнения банка ядерного топлива. А это еще одна привлекательная с коммерческой точки зрения сторона проекта.
Напомним: об идее о создании МБЯТ Казахстан объявил на Глобальном саммите по ядерной безопасности, что вызвало волну обсуждений в мировой прессе. Казахстан был назван “флагманом и ядром” данного саммита. Публикации в крупных газетах и на лентах новостных агентств были посвящены встрече Нурсултана Назарбаева с президентом США Бараком Обамой и историческому вкладу Казахстана в процесс разоружения. Стремление Казахстана к созданию безъядерного мира очевидно и ни у кого не вызывает сомнений. |