|
Айгерим Бейсенбаева
Провал по Островскому
На сцене Русского театра драмы имени Лермонтова развернулась трагедия мещанства - премьерный спектакль “Небо валится” по мотивам пьесы Островского “Горячее сердце”. Постановку осуществил приглашенный из России режиссер Владимир Захаров, работавший с актерами театра больше тридцати лет назад. Приехав осенью, он поставил свою любимую пьесу “Горячее сердце”, пообщался со знакомыми с давних лет актерами и уехал, оставив в репертуаре театра спектакль с обвалившимся по Островскому небом
Второй премьерный показ спектакля, прошедший в постпраздничные дни, собрал гораздо меньше театралов, чем предновогодний. В зале было много молодежи, желающей приобщиться к классике, однако некоторые сомневались даже, стоит ли сдавать в гардероб верхнюю одежду, продумывая на всякий случай пути к отступлению.
Спектакль начался с внезапной, почти готической сцены с импровизированной нечистой силой, черными хламидами и плетями, отрубленной головой и телесными наказаниями за грехи пьяного купеческого приказчика. Обворовал хозяина. А как его не обворуешь, когда он сам, проворовавшись, потерял бдительность и целыми днями спит?
Павлин Павлиныч Курослепов, его хозяин, провинциальный купец, спутал день с ночью и, как проснется, все ему кажется, что небо валится... Его истеричные вопли, кажется, и вправду способны обрушить небо на него и головы остальных грешников. “Вот как оно страшно, когда не знаешь, что на свете... Жутко как-то. И сон это я видел али что?”
Мещанское болото в синих и зеленых тонах затянуло героев пьесы. Кто-то залег на дно сам, а кого-то затягивает, и нет сил противостоять страшному и тихому самодурству сильных этого убогого мира. Горячим сердце остается только у юной дочери купца Курослепова - романтичной и смелой Прасковьи, которая одна после трусливого поступка возлюбленного пытается справиться с провинциальным мещанством, бессмысленной жестокостью и несправедливостью. Только она способна на по-настоящему смелые поступки, в то время как другие погрязли в бездействии и бессмысленном времяпрепровождении. “Слышал ты, слышал? Даром я, что ли, перед тобой сердце-то из груди вынимала?” - говорит она своему любимому, но он остается безучастен к ее отчаянным словам, опасаясь родительского гнева и угрозы остаться без благословения, а главным образом без наследства.
Декорации к новой постановке - нота в ноту, как по классическому произведению. Вот он, флигель, козырек с образами, стол и скамья под деревом, кусты, в которых развернутся самые абсурдные сцены в стиле театральных комедий.
Российский режиссер Владимир Захаров крайне педантично подошел к воплощению на сцене пьесы Островского, и это коснулось как декораций, так и действия в спектакле. Постановка получилась до скучного традиционной, с парой-тройкой ярких акцентов, неизменно вызывающих оживление зала. И это еще комедия...
Среди несомненных достоинств постановки - живые стройные голоса, исполняющие русские народные песни - то, что берет за душу больше, чем пыльный классический текст, несколько забавных моментов в стиле “Где весла? А где фантазия?”, сцена с плывущей сквозь зрительный зал лодкой с запряженными в нее деревенскими девками - одна из диких фантазий местных бездельников и гуляк. И, конечно, как всегда, потрясающая игра актеров Театра имени Лермонтова.
Один из героев спектакля с горечью возвестил, что народ-де сейчас любит грязь. И проходил он в это время между зрительскими рядами, - одна из немногочисленных авангардных деталей в спектакле - как бы замечая, что зритель сейчас больше реагирует на пошлые шуточки и неприличные жесты, чем на умные мысли персонажей. И если в целом постановка получилась не слишком увлекающей, то игра отдельных актеров оказалась по-настоящему фееричной. Причем особенно колоритно получились пьяные персонажи. Сцены без городового Градобоева, героя заслуженного артиста Казахстана Геннадия Балаева, кажутся скучными, а каждое его появление - настоящее удовольствие для зрителя. Именно он стал гвоздем спектакля, перехватывая все внимание публики. Роль провинциального самодура досталась актеру Александру Зубову. Заслуженная артистка Нина Жмеренецкая сыграла его несчастную жену Матрену, чье бесправное положение и бесконечные стенания так расстраивали соседку по зрительному креслу. А единственное живое “горячее сердце” во всей пьесе у юной Параши в исполнении Ларисы Пауковой. Во втором составе Прасковью Павлиновну играет любимица публики Анастасия Темкина, которая тоже, несомненно, справилась с ролью искренней и смелой барышни.
Возможно, по части увлекательности и зрелищности данный спектакль уступает многим другим, поставленным здесь же, на сцене Театра имени Лермонтова, однако поставленное во главу угла скрупулезное прочтение классики может сделать его полезным для молодежи в качестве образовательного материала. |