|
Ботагоз Омар
Коммунальный клубок
Проблемы изношенности коммунальных сетей вряд ли решатся в ближайшие десять лет. Сколько бы средств ни вкачивалось в эту систему на протяжении последних семи лет, проблема сдвигается лишь на несколько процентов, а в некоторых случаях даже ухудшается. Даже антимонопольщики считают, что проблему нужно решать за счет самого населения
“Черные дыры”
бюджета
Под различные реформы и “пилотные проекты” чиновники защищают множество программ, но годы проходят, а общая плачевная статистика от этого не меняется. Сколько бы решений ни предлагалось, но решение этой проблемы всегда упирается в то, что население должно взять расходы в свои руки.
На прошлой неделе глава Агентства по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства (АСЖКХ) Серик Нокин представил депутатам отраслевую программу модернизации жилищно-коммунального хозяйства до 2020 года. В этот документ решили включить все - и коммунальный сектор (включая водо-, газо-, тепло-, электроснабжение и водоотведение), и жилищный сектор, к которому относятся и многоэтажки, и индивидуальные дома.
Год из года трубы изнашиваются. Только на этот год в области водоотведения доля сетей и сооружений, требующих ремонта, составила 66, в теплоснабжении - 63, в электроснабжении - 73, а в газоснабжении - 54 процента.
Посмотрим, как изменилась картина за последние семь лет. Всего с 2004 по 2010 год на развитие водоотведения акиматы потратили около 43 миллиардов тенге (большая часть объектов в этой сфере находится в государственной собственности). Это привело к тому, что доступность населения к услугам водоотведения возросла на 4 процента, а количество аварий уменьшилось вдвое.
Частных теплоснабжающих организаций больше. Поэтому за последние семь лет в этом направлении государственных средств было затрачено уже меньше - около 19 миллиардов тенге. В итоге доступность населения к услугам теплоснабжения возросла на 2 процента. Но снижения потерь теплоэнергии не удалось добиться. Они, наоборот, возросли на 3 процента.
|
Изнанка коммунального “рая” |
Aварийные, в очередь! -
десятилетнюю
Худо-бедно, но пока в отраслевой программе изложены меры по полному завершению ремонта и реконструкции аварийных сетей и сооружений водоотведения и теплоснабжения. Правда, в этом документе изложен только срок, что эта цель должна быть достигнута к 2020 году. Интересно, учитывается ли чиновниками то, что за десять лет те системы, которые сегодня пока не относятся к аварийным, тоже могут пополнить плачевный список?
Причем в программе расписано, что ремонт и реконструкция сетей и сооружений, находящихся в коммунальной собственности, будет финансироваться за счет собственных средств предприятий и бюджетных средств. А те объекты, которые полностью сосредоточены в частных руках, будут финансироваться полностью за счет собственных средств предприятий.
В этом ключе глава строительного ведомства подчеркнул, что “средства государственных и частных предприятий, направляемые на ремонт и реконструкцию, будут формироваться за счет внедрения новых механизмов тарифообразования”.
То есть все снова будет делаться за наш счет, несмотря на то, что год за годом частные предприятия за счет оплаты коммунальных услуг получают немалые доходы. (Даже дилетант понимает, что иначе они не действовали бы на рынке по 10-15 лет, не было бы резона.)
И еще один, не менее интересный пункт доклада главы АСЖКХ. В соответствии с новой программой “строительство новых сетей и сооружений вне зависимости от того, кто их будет в дальнейшем эксплуатировать - частная или государственная структура, будет производиться за счет республиканского и местного бюджетов”. В этих строках основной акцент сделан традиционно на социальной составляющей, ведь “при отборе таких проектов основным критерием будет являться их конечный результат - увеличение доли населения, охваченного услугами водоотведения и теплоснабжения”.
Однако аналогично с риторическими вопросами депутатов относительно проведения Азиады, когда они недоумевали, почему мы должны вливать столько бюджетных денег в частные структуры, хотелось бы задать этот вопрос применительно к данной программе.
Пальцем в небо
Тема коммунальных “заплат” была лихо подхвачена на этой неделе. С нее начал свою работу мажилис проведением правительственного часа с участием главы Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий (АРЕМ) Нурлан Алдабергенов. Одновременно с этим проблемы ЖКХ обсуждались на селекторном совещании, впервые проведенном в режиме он-лайн.
Похоже, что, несмотря на то, что износ коммунальных сетей порой достигает 73-процентного уровня, точно ответить на вопрос, сколько требуется денег для полного решения проблемы, не сможет никто. Как это ни парадоксально при утверждении специальной отраслевой программы, рассчитанной на десять лет вперед.
Ответ Нурлана Алдабергенова на ремарку депутата Ивана Чиркалина о критическом уровне износа сетей был достаточно витиеватым. “Чтобы сектор ЖКХ в нормальном состоянии работал, требуется около 280 миллиардов тенге, - начал было раскладывать главный антимонопольщик страны. - 72 миллиарда планируется выделить за счет бюджета, 208 миллиардов - за счет тарифа. То есть эти деньги планируется учитывать в инвестиционной составляющей тарифа”.
“По текущим денежным средствам, которые необходимы для поддержания сетей, 90 миллиардов тенге необходимо на передачу и распределение электроэнергии, 12 - на тепловые станции, 19 - на водоотведение, 89 - на газоснабжение. Эта цифра нужна, чтобы предприятия работали на том уровне износа, который бы считался нормальным, это 50-процентный уровень”, - продолжил глава АРЕМ. При этом в этой статистике 70 миллиардов остаются повисшими в воздухе, а потому не понятно, куда они должны быть направлены.
Тут же глава ведомства назвал в этом ключе еще более крупные цифры. “Только для РЭКов необходимо порядка 251 миллиард тенге. Мы сейчас 91 миллиард планируем, если 251 миллиард тенге одновременно выделить, то (уровень износа. -
“НП”) должен с 80 до 50 процентов сократиться. Только в тепловые сети планируется (вложить. -
“НП”) 450 миллиардов тенге, чтобы вывести (на нормальный уровень. -
“НП”)”.
Ситуацию немного проясняют цифры, озвученные главой строительного ведомства. По словам Серика Нокина, всего на реализацию первого этапа госпрограммы в 2011-2015 годах предлагается направить 272,3 миллиарда тенге. “Объем средств, необходимый для реализации второго этапа программы, будет определен после завершения первого”, - добавил он.
Кстати говоря, в последние годы доходы монополистов стали на порядок выше. Один пример во время правительственного часа в мажилисе Нурлан Алдабергенов привел в кулуарах, общаясь с журналистами. По его словам, только двумя ТЭС, сосредоточенными на востоке страны, за последние три года была получена прибыль, равная прибыли за последние 12 лет. “Те инвестиционные обязательства, которые компании взяли на себя в момент прихода, а это был конец 90-х - начало 2000 года, - они совсем уже разные”, - сообщил Нурлан Алдабергенов, добавив, что к настоящему времени законодательство в этом направлении очень сильно изменилось.
Тем не менее без критики депутатов не обошлось. “У нас что, монополисты существуют для народа или народ для монополистов? - возмутился мажилисмен Владимир Нехорошев. - Давайте переименуем вас из АРЕМа в Агентство по защите естественных монополий”.
В то время как в депутатских рядах ломались “копья” по жилищно-коммунальной сфере, правительство одобрило представленную программу модернизации ЖКХ до 2020 года. Но, судя по всему, план развития страны по решению жилищно-коммунальных задач на ближайшие десять лет будет еще не раз подвергаться корректировке. Тем более что некоторые варианты решения имеющихся проблем пока будут внедряться в пилотном режиме.
Астана |