|
Юлиана Жихорь
Бюджетные баталии начались в парламенте еще до официального принятия проекта главного финансового документа страны на ближайшие три года в работу. Депутаты заранее высказывают недовольство рядом планов Кабмина, но в первую очередь возмущаются намерением властей ввести дифференцированный налог на доходы граждан
Недавно глава Минфина Болат Жамишев известил страну, что с начала следующего года будет введена прогрессивная шкала по индивидуальному подоходному налогу (сейчас она плоская - в размере 10 процентов). “Будет шкала 10 процентов, 15 процентов, 20 процентов в зависимости от размера заработной платы: начиная с 250 тысяч тенге ставка ИПН будет 15 процентов, свыше 500 тысяч тенге - 20 процентов”, - сообщил он тогда.
Депутаты, которые раньше выступали за повышение налогов для богатых, неожиданно оказались недовольными правительственными намерениями. Так, Валерий Доскалов посчитал, что Кабмин “стремится поставить телегу впереди лошади”, и не продумал последствия грядущей реформы. “С пенсионной реформой 14 лет кувыркаемся, - напомнил он прошлое глобальное нововведение. - Чилийскую модель взяли - одну третью часть, две трети забыли. Теперь здесь”.
По мнению депутатов, внедрению дифференцированной налоговой линейки следует предварить всеобщее декларирование. Поскольку не будет никакой возможности отследить уровень доходов всего населения. По словам мажилисмена, под тотальную уплату налогов подпадут лишь госслужащие, которые вынуждены заполнять налоговую декларацию. Частный же бизнес опять уйдет в тень.
Попытки Болата Жамишева разуверить депутатов в нечестных намерениях большинства казахстанцев оказались безуспешными. Гульжана Карагусова раскрыла министру глаза: “Если вы говорите, что в тень не уйдет - все равно уйдет. И уже народ готов к этому, уже на следующий год зарплаты в частном секторе не будут выше двухсот”.
По мнению депутатов, планы по повышению ставок индивидуального подоходного налога следует обмозговать. Нет, в принципе, они не против повышения ставок, вопрос лишь в границах роста. Например, парламентарии считают, что ИПН в 15 процентов можно было бы установить на доход... свыше миллиона тенге. На что Болат Жамишев сообщил, что таких налогоплательщиков у нас в стране всего 16 тысяч человек (видимо, имея в виду, что доход казне они особый и не приносят) и подобное повышение налогов будет “курам на смех”.
Кстати, дискутируя с министром, депутаты еще не знали, что правительством таки пересмотрена ставка ИПН: 10 процентов останутся для дохода до 300 тысяч тенге, с 300 тысяч до 500 - 15 процентов ИПН; с разницы заработной платы, которая выше 500 - 20 процентов ИПН.
На своем блоге Жамишев сообщил, чем руководствовались экономисты сначала вводя, а затем корректируя ставку налога: “98 процентов наших граждан, которые платят ИПН и информация о заработной плате которых есть в базе данных ГЦВП, получают меньше, чем 300 тысяч тенге... Но будет существенно повышена за счет внедрения всеобщего декларирования собираемость с доходов физических лиц”.
Но вот у депутатов иное мнение относительно разумности внедрения с 2016 года тотального декларирования доходов. По словам Карагусовой, Казахстан не принял во внимание мировой опыт, где декларируют не доходы, а расходы: “Всеобщее декларирование во всех странах - расходов. Плюс к этому во всех странах, и для богатых и для бедных, это культура, которой у нас еще нет”. То есть сохранять чеки всех покупок за год у нас народ еще долго не научится.
Этому будет способствовать и крайне слабое налоговое администрирование, когда даже вполне законно, и налогопослушные граждане воспринимают налогового инспектора как посланника ада, карающего по поводу и без, а не как помощника в подсчетах. “Я поездила с “Дорожной картой”, я столько жалоб от бизнеса наслушалась, - делилась воспоминаниями от летних вояжей Карагусова... - Пришел (налоговый инспектор. -
“НП”) и сразу поставил меня к стенке, и начинает говорить, что я первая виновата”.
Но, видимо, именно на таких рьяных собиральщиков весьма рассчитывают в Министерстве финансов, поскольку уже сейчас закладывают в бюджет планы по увеличению собираемости налогов в 1,3 раза.
Естественно, что первым подозрением о способах реализации таких “повышенных обязательств” возникает выдаивание денег из бизнеса любыми способами. Попытки министра оправдаться, что-де 30 процентов роста будут отражать выздоровление экономики в целом с повышением объемов экспорта-импорта, понимания не встретили. Зато его фраза, что “доначисления по проверкам крупных предприятий в области нефтегазового сектора и горнорудной промышленности” составят порядка 66 миллиардов тенге, вызвала в депутатском зале легкое волнение - если знали, что бизнес столько должен - почему раньше не собрали? А если не знали - значит, будут “доить”.
“В практике бюджетного планирования ни одно государство доначисления не планирует, - напомнила Карагусова министру принятые на Западе законы планирования доходной части бюджета. - Таким образом, вы априори уже знаете, что любая проверка, которую вы будете делать, хорошо там или плохо, закончится доначислением. К сожалению, у всех, даже добросовестных налогоплательщиков, презумпции невиновности нет. У нас все налогоплательщики априори виноваты”.
P.S. Рассчитывая собирать больше налогов, правительство в очередной раз собирается сокращать число госслужащих. Однако, как показывает практика, любое сокращение штатов неминуемо ведет к его... увеличению. В 2001 году в стране насчитывалось 65 тысяч чиновников, в 2005 году - 94 тысячи, в 2010-м - 102 747 чиновников. “Правильно говорят, что только чиновники у нас размножаются не половым путем”, - подметил на днях мажилисмен Владимир Нехорошев. Судя по всему, в 2011 году их число вырастет еще на порядок. Начиная с нового года сокращение затронет 15 процентов чиновников - 15 тысяч 351 человек из госорганов и 9315 сотрудников центральных аппаратов силовых структур.
Астана |