|
Алла Иванилова
Для ликвидации последствий засухи в Казахстане была создана специальная рабочая группа. Недавно прошло ее первое заседание, где были выработаны конкретные предложения. На этой неделе глава Минсельхоза Акылбек Куришбаев представил премьер-министру “план спасения”
Небывалая жара этим летом подпортила “зерновую” статистику многих стран. Казахстанские чиновники уже дважды меняли свои прогнозы. Первоначально обещали урожай на уровне 14,5-15,5 миллиона тонн. Позже прогноз уменьшили до 13,5-14,5 миллиона тонн. Однако государственные мужи сегодня не гонятся за рекордами. Благо в прошлом году был собран рекордный урожай и его остатки хранятся в элеваторах. Если бы не засуха, то, возможно, они так и сгнили бы, а в данной ситуации, наоборот, сыграют “на руку”, покроя дефицит зерна в регионах, которые наиболее пострадали от жары. А это в первую очередь Западно-Казахстанская и Актюбинская. Именно туда планируется переместить около 400 тысяч тонн зерна продкорпорации из северных областей. Деньги на это выделят из резерва правительства.
Положение Казахстана по сравнению с Россией, где из-за жары погибло почти 25 процентов нового урожая, более завидное. Засуха не затронула основные зерносеющие районы нашей республики, а на юге, где уже идет уборка озимых культур, урожайность находится на уровне среднемноголетних значений. Там собрано 30 процентов, или около 350 тысяч гектаров.
В целом правительство оптимистично оценивает ситуацию. “Урожай будет средним: не будет бурным, не будет плохим, в основном за счет северных и некоторых южных регионов - дожди, которые прошли, помогут в этом”, - отмечает премьер-министр. “А то, что жарко, это, может быть, еще и лучше - для формирования клейковины”, - продолжил премьер.
|
Хоть бы водицы глоток!.. ...Но степь вокруг - кипяток! |
Государственных мужей больше беспокоит другое. Сейчас рассматривается вопрос пролонгации долгов сельхозтоваропроизводителей, пострадавших от засухи. В частности, казахстанский нацхолдинг “КазАгро” готов пролонгировать кредиты на сумму 11,7 миллиарда тенге. Прежде всего это касается аграриев Актюбинской, Западно-Казахстанской и Костанайской областей. Чиновники обещают, что данную работу будут проводить отдельно с каждым крестьянином с учетом всех “обстоятельств и масштабов влияния стихии”. Для пролонгации выделенных займов необходимо получить положительное заключение межведомственной комиссии по возврату и реструктуризации кредитов, выделенных из республиканского бюджета.
Для сохранения стабильности в животноводческой отрасли и недопущения снижения численности скота, в первую очередь, маточного поголовья, из резерва правительства будут выделены средства. Они будут направлены на удешевление кормов и уход за маточным поголовьем крупного рогатого скота в стойловый период.
К вопросу сохранения поголовья скота планируется подключить АО “Мал ?нiмдерi корпорациясы” и АО “Аграрная кредитная корпорация”. Они хотят за счет собственных средств закупить и поставить на откорм на вновь вводимые откормплощадки крупнорогатый скот. Кроме того, планируется закуп овец и заготовка мяса на общую сумму 1,748 миллиарда тенге. Прежде всего мясо на сумму 382 миллионов тенге будет закуплено у сельхозтоваропроизводителей из трех наиболее пострадавших от засухи областей - Актюбинской, Западно-Казахстанской и Костанайской.
Кроме того, будет создан страховой запас семян АО “Продкорпорация”. В свою очередь, местным органам рекомендовано предусмотреть средства в бюджетах на субсидирование стоимости приобретенных фермерами семян, в том числе закупленных по импорту.
Что касается дополнительной поддержки личных подсобных хозяйств в вопросах заготовки кормов в текущем году, то здесь планируется использовать возможности микрокредитования за счет перераспределения средств АО “Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства” в размере 500 миллионов тенге.
Казахстанские чиновники уверены, что данные меры позволят обеспечить в необходимом объеме продовольственным зерном западные области, поддержать сельхозтоваропроизводителей, пострадавших от засухи, не допустить снижения поголовья скота и тем самым сохранить существующую стабильность в отрасли.
Астана
Засуха в некоторых регионах Казахстана привела к тому, что в Жамбылской и Южно-Казахстанской областях стоимость булки формового хлеба поднялась почти на треть - с 33 до 45 тенге. Хлебопеки региона объяснили скачок цен удорожанием муки, которая завозится из северных областей республики. Правительство отреагировало моментально и назвало эти факты ничем иным, как “спекулятивные действия отдельных структур”. Под этими “структурами” подразумевались хлебопекарни. Именно на них свое пристальное внимание обратили государственные мужи, обязав их снизить отпускные цены с 37 до 32 тенге.
Как известно, хлеб относится к социальным продуктам, поэтому резкое его подорожание исключено.
И, однако, несмотря на это, в прошлые годы цена на этот продукт поднималась, и в ряде регионов порой доходила до 80 тенге. В итоге вместо 30 тенге, буханка хлеба, прозванная “социальной”, стала стоить 50 тенге. Правда, в последние два года стоимость одной булки хлеба практически не изменялась. Сдерживать низкие цены удавалось за счет создания стабилизационного фонда. Зерно закупалось у сельхозпроизводителей по цене незначительно ниже рыночной в обмен на выделение удешевленных ГСМ в ходе посевной и уборочной кампаний, затем это зерно передавалось хлебопекарням.
И сейчас в правительстве уверяют - подорожания на важнейший социальный товар не будет. Мол, сегодня в стране достаточно государственных запасов зерна (имеется в виду, закупленных еще в прошлом году Продкорпорацией), чтобы прокормить казахстанцев еще один год. Даже без учета зерна нового урожая. И прокормить по достаточно низким ценам - прошлогодняя стоимость зерна не превышала сегодняшних цен.
Помимо этого не стоит забывать и о том, что рост цены на хлеб 2007 года, обусловленный тогдашним всплеском стоимости зерна на мировых рынках со 100 до 350 долларов, и постепенное понижение цены до лета нынешнего года никак не отразилось на стоимости булки хлеба - поднявшись в сентябре-октябре 2007 года до 50 тенге, она и не думала снижаться.
Поэтому логично было бы предположить, что в сегодняшней стоимости булки хлеба уже заложен “запасной коридор” для будущего роста. Однако в последние три года наметилась неуклонная тенденция повышения стоимости энергоресурсов, автоматически тянущей за собой и рост цен на воду и продукцию животноводства (необходимые при выпечке хлеба ингредиенты). Что, в свою очередь, играло на повышении цены буханки.
Учитывая, что в правительства далеко идущие планы по выравниванию казахстанских цен на энергоносители под “мировые стандарты”, не исключено, что осенью-зимой казахстанцев вновь ждет рост цен на хлеб.
Учитывая прежние тенденции, цена за буханку хлеба в худшем случае может подняться до 70 тенге, в лучшем - на 5-6 тенге.
Причем, как показывает опыт прошлых лет, “крайними” окажутся хлебопеки, которых опять все кому не лень будут обвинять в “спекуляции” и “отсутствии патриотизма”, не проводя расчетов влияния энергозатрат на процесс хлебопекарни.
И Кабмин будет опять прилюдно “давить” на хлебопеков, заставляя их работать себе в убыток, дабы не стимулировать народное недовольство. Хотя, наверное, уже пора бы посмотреть на хлебную проблему под другим ракурсом: не заставлять пекарни снижать отпускные цены, а помогать, как тем же крестьянам, - субсидировать “социальный хлеб”. Правительству уже сегодня необходимо спрогнозировать реальную цену на хлеб и предусмотреть механизм “экстренных” субсидий для хлебопекарных предприятий.
Вместо этого отечественный Кабмин продолжает сохранять ангельское спокойствие, назначив крайними хлебопеков. Ведь куда как проще прокричать: “Спекулянт!”, нежели самому подумать о решении проблемы. |