|
Фарида Галиева из Алматы
Похоже, нынешнее эклектичное лето (то жара, то стужа, то засуха, то потоп) окончательно добило наш и без того худосочный внутренний туризм. Точнее, его коматозное состояние стало вдруг всем ослепительно ясно.
Сначала мировой финансовый кризис и его коварный казахстанский антагонист - антикризис сделали заграничные курорты недоступными для среднего класса, который прежде позволял себе изредка баловаться антальями да прочими бодрумами.
А когда казахстанцы обратили свои утомленные работой взоры на старый добрый Иссык-Куль, в Кыргызстане случилась революция со всеми полагающимися разрухами как в клозетах, так и в головах...
В результате с началом летних отпусков страна поехала внутрь себя - и ахнула. Вот только, к сожалению, не от бесспорных отечественных красот
В основном, на незабываемых казахстанских курортах отдыхающие сталкиваются с двумя проблемами: фантастическими ценами и ужасающим сервисом. Но еще чаще люди становятся свидетелями невообразимых гибридов вышеназванных условий: за никакое качество услуг приходится выкладывать серьезные деньги!
В статье ниже читатель может осведомиться, в частности, об особенностях отдыха на “казахстанском Иссык-Куле” - озере Алаколь. А в дальнейшем - до конца лета и соответственно сезона отпусков - мы планируем ознакомить публику и с остальными казахстанскими туристическими брендами: Каспием, Балхашом, Алтаем... Но географические особенности внутренних “курортов” не должны заслонять их принципиального системного родства.
Итак, почему же все-таки в казахстанских “люксах” душ выглядывает прямо из “гротов” в стене (а вода подается дважды в сутки), номера не убираются, а отталкивающе дорогая еда вызывает еще и изжогу? Почему, короче, наш внутренний туризм находится в столь удручающем состоянии?
С одной стороны, это не может вызывать изумления. Ведь, обладая столь впечатляющими рекреационными ресурсами, Казахстан просто обязан становиться туристической сверхдержавой. Уникальная (и столь разнообразная) природа, архаичная аутентичность, бедность сельского населения, в конце концов, которая должна, по идее, подвигать тамошних пейзан продавать местную специфику падким на экзотику туристам...
|
Экстрим - это по-нашему |
На Алтае можно успешно продвигать “маралий” и “пчелиный” экотуризм, делая деньги на останках почившей в бозе кержацкой субкультуры с ее алтайским медом и пантокрином. На Балхаше показывать поля боев казахов с джунгарами и казаков с Кенесары. На Каспии - организовать эпическую, раблезианскую рыбалку на белугу. На Арале обустроить для туристов памятные цоевские места...
Но даже и просто обеспечить отпускников в летнюю жару “шезлонг-местами” на пляжах мы вполне в состоянии: в Казахстане достаточно живописных водоемов. Три великие реки, не побоимся этого слова, всемирно-исторического значения - Иртыш, Урал и Сырдарья. Три реки славой поскромнее, но при этом не менее красивые - Или, Чу и Чарын. Великолепные озера - Зайсан, Маркаколь, уже упомянутые Алаколь, Каспий, Арал, Балхаш. И это не считая целой россыпи мелких природных арабесок вроде кольсайских, баянаульских, наурзумских озер... Да что там: одних лишь искусственных водохранилищ - Чардары, Бухтармы, Капшагая - вполне хватило бы, чтоб разместить по их периметру всех жаждущих загара и купания казахстанцев.
Однако это, повторимся, лишь с одной стороны. Тогда как с другой - все перечисленные курорты и курортами-то назвать нельзя. Так, топонимами. Ибо первозданную дикость они сохранили не только в своем облике, но и в туристической инфраструктуре (если ее вообще позволительно таковой именовать). А бывает и так (и нередко), что “первобытность” здесь только в сервисе и наблюдается, тогда как в изрядно опустошенной флоре и фауне, да и вообще под каждым кустом чувствуется рука (и не только) человека...
Весь наш внутренний туризм - экстремальный. Вот в чем соль. У нас не турпоездки предлагаются отдыхающим гражданам, но настоящие путешествия - дикие, опасные, непредсказуемые. Вроде тех, в которые пустились когда-то Ливингстон и Пржевальский... Нет, мы и сами предпочитаем путешествия турпоездкам: так ведь оно, бесспорно, интересней будет, благородней, романтичней... Вот только при этом еще и деньги с клиента втрое драть - явный перебор.
И однако, несмотря на столь чудовищное противоречие между тем, какое место мог бы занимать туризм в экономике Казахстана и какое занимает в действительности, мы в этом не видим никакого парадокса. Более того, проблема на самом деле лежит на поверхности. И эта проблема - общая, основополагающая для всего казахстанского бизнеса, для любой сферы услуг. Это отсутствие нормальной конкурентной среды, в результате чего качество услуг падает, а цена, наоборот, растет. И с проблемой этой мы сталкиваемся ежедневно, вызывая ли водопроводчика, посещая ли СТО или вот собираясь на отдых.
И если прежде растущие как на дрожжах цены эксперты хором объясняли пресловутой голландской болезнью, то теперь, после кризиса, этой отговорки нет: судя по всему, беды наши имеют не международную, а сугубо отечественную природу. Главный закон которой заключается в том, что коррупция делает невыгодным любой бизнес, кроме монопольного, в той или иной мере аффилированного с местной властью.
Не покидает, впрочем, мысль, что причина столь неутешительного положения дел в казахстанской сфере услуг, в том числе и в туризме, кроется не только в особенностях нашей политики и экономики. Но и в культуре, а лучше сказать - менталитете.
Не склонен наш народ к методичному, рутинному труду, к зарабатыванию денег без некоторой лихости и изрядного процента. Ну не немцы мы и, видимо, оттого неведома нам эта их протестантская трудовая этика, согласно которой без труда не нужна и рыбка из пруда и вообще жизнь теряет свой священный смысл. Что ж, что немцу хорошо, нашему, как известно, смерть.
Но, кстати, интересно было бы посмотреть, как отреагировали бы эти гипотетические немцы, предложи им кто курортный отдых вроде нашего! Убеждены почему-то, что немедленно объявили бы мораторий на вояжи, чем быстро бы заставили турпредпринимателей навести порядок на пляжах и в прейскурантах.
Такое вот воспитание деньгами. У нас народ, понятное дело, никаких цен не боится, даже самых взбалмошных (может, потому что и сам так же зарабатывает?) И все-таки... Может, стоит что-то позаимствовать у бюргеров? Если не этику труда, то хотя бы этику трат? Оно, правда - только на пользу. Вот взять - и тоже объявить общенациональную туристическую забастовку. Ни тенге не платить этим алчным посредникам между природой и нами. Глядишь, уже следующим летом и цены станут чуть ниже, и условия - чуть лучше.
А люди (эти самые посредники) - добрее. |