|
Юлиана Жихорь из Астаны
Наше правительство периодически “выстреливает” новостью: “Казахстан занял такое-то место в рейтинге...” (таковых имеется немало). И каждый раз сей факт приводится в качестве доказательства роста нашей конкурентоспособности и узнаваемости в мире. Но так ли это?
Глобальный имидж
Известный эксперт по вопросам имиджа стран британский политический консультант и советник британского правительства Саймон Анхольд считает, что рейтинг так называемых национальных брендов в мире был выдуман для правительств, которые хотят понять, какую репутацию и профиль имеет их страна. При этом оценивается не то, что эта страна говорит (выбрасывая миллиарды из налоговых поступлений на, как он говорит, бесполезные рекламные кампании), а то, что она делает.
По словам Анхольда, его опыт показывает, что реклама не способна повлиять на изменение общественного мнения и международного имиджа страны. Зато реальные шаги - действия - влияют на имидж, который, кстати, имеет чрезвычайно большое значение для прогресса и процветания стран в современном мире. “Страны с сильным позитивным имиджем могут экспортировать больше продуктов, больше культуры, больше услуг, привлекать больше туристов, инвесторов, мигрантов, и они пользуются вниманием и уважением со стороны других правительств, - считает Саймон Анхольд. - Странам со слабым или поврежденным имиджем намного труднее и дороже добиваться всех этих целей”.
При этом сама страна не может стать брендом, лишь обладая брендами. Эти “бренды” выбираются по шести параметрам: управление страной, экспорт, инвестиции и иммиграция, люди, туризм, культура и культурное наследие.
|
Географическое положение затрудняет экспорт ресурсов на мировые рынки |
Казахстанское
“лицо”
Процесс создания казахстанского бренда в нашей стране длится уже давно. Первым брендом стало закрытие Семипалатинского полигона и решение отказаться от ядерного оружия (после развала СССР). Казахстан стал первой и пока единственной страной, добровольно вышедшей из пула ядерных держав.
С тех пор это миролюбивое направление в политике Астаны не изменяется - сотрудничая и торгуя со всеми странами, Казахстан выступает посредником в межконфессиональных спорах, предоставляя площадку для диалога всем религиям. (Съезд мировых и традиционных религий.) Пару раз Ак Орда предлагала свои услуги и в качестве переговорщика в межстрановых и межрегиональных конфликтах. Всегда, правда, получая вежливое “спасибо, не надо”.
Во внутренней политике Астана также придерживается вектора на межнациональное согласие, провозглашая его основным фактором стабильности.
Внешние силы, во многом поддерживая Казахстан, тем не менее обращают его внимание на ситуацию с соблюдением прав человека в стране. Это, в принципе, традиционная претензия развитых стран развивающимся. Однако многое из списка “нарушений”, к сожалению, действительно происходит в реале.
Например, кто только ни говорил о нарушениях прав граждан, изолированных от общества, - заключенных. Мол, и условия у них “не сахар”, и занять им себя нечем. В результате подобной критики Астана начала “путь” к гуманизации пенитенциарной системы и поиску работы для заключенных.
Но, как логично полагают в Ак Орде, одним миролюбием сыт не будешь. Поэтому несколько лет назад Казахстан объявил путь на вхождение в 50 конкурентоспособных стран мира. Правда, потом “карту” пришлось подкорректировать, и “путь” претерпел серьезные изменения - как-никак мировой экономический кризис мало способствовал инвестированию в будущий реальный сектор.
Нынешняя Программа форсированной индустриализации - запоздалый, но все же способ не потеряться в уже поделенном на сферы экономического влияния мире. Были, правда, попытки создания этакого народного компьютера, запуска собственного автопрома. Однако до настоящего времени народ ни компьютеры не получил, ни машины местной сборки особой популярностью не пользуются. Особенно это стало заметно после начала функционирования Таможенного союза, когда выяснилось, что “тойоты” и “нисаны” российской сборки можно купить в Казахстане по вполне приемлемым ценам (если сравнивать с отечественными авто), а качество их гораздо лучше.
Наше все
Зато Казахстан лидирует на пространстве СНГ в законодательной привлекательности страны для инвесторов. Законодательные поправки последних лет не предусматривают разве что красной дорожки у трапа самолета. Правда, вместе с открытостью для инвестиций Астана старательно пытается ввести и нормы об ответственности этих самых инвесторов. Но это не наше ноу-хау, а традиционная мера во всех странах мира вне зависимости от их имиджевого облика.
Шикарный бренд, конечно, наши ресурсы - наш экспорт. Казахстанская нефть, казахстанский газ, казахстанский уран, казахстанское зерно... Да мало ли чего еще казахстанского поступает на мировые рынки и пользуется там огромным спросом. Есть, правда, у этого бренда один существенный недостаток, который, скорее, связан с возможностью экспорта его на мировые рынки - географическое расположение. В результате чего наше зерно порой дожидается своего покупателя в переполненных амбарах, а нефть с газом “обрастают” весьма солидными транспортными “добавками”.
Правда, туристическими брендами Казахстан пока не может широко похвастать. Зато в самое ближайшее время в Астане и Алматы появится масса спортивных объектов, которые вполне могут внести свой вклад в создание положительного имиджа страны. (У нас уже есть самый высокогорный каток в мире - Медео и горы - не хуже, но дешевле, чем в Швейцарии.) Тем более что уже зимой Казахстан встречает Азиатские игры.
И здесь у Алматы и Астаны весьма серьезная задача - провести спортивное мероприятие успешно, чтобы про него не забыли через несколько месяцев. А заодно, если получится, и выиграть там несколько медалей - ведь блестящие спортивные достижения содействуют позитивному восприятию той или иной страны.
Кстати, Азиатские игры - отличная медийная площадка для рассказа о стране-хозяйке чего-то подлинного, важного и незабываемого.
Справка “НП”
Из 110 элементов таблицы Менделеева в недрах Казахстана выявлено 99, разведано 70, используется более 60. Казахстан занимает первое место в мире по разведанным запасам цинка, вольфрама и барита, второе место - по запасам серебра, свинца и хромитов, третье - меди, марганца и флюорита, четвертое - молибдена, по запасам золота входит в первую десятку. Республика располагает примерно 8 процентами мировых запасов железной руды и около 25 - мировых запасов урана.
По оценке Всемирного банка, Казахстан входит в двадцатку стран мира, наиболее привлекательных для инвестиций. Объем прямых иностранных инвестиций, привлеченных в казахстанскую экономику, достиг более 70 миллиардов долларов США. В свою очередь казахстанский бизнес активно инвестирует за рубежом (26 миллиардов долларов США). |