|
Ярослава Науменко из Алматы
В июле бензин в Казахстане подорожает на 15 процентов, сообщило руководство компании “КазМунайГаз”. Рост цены связан с началом действия Таможенного cоюза Казахстана, Белоруссии и России, и избежать этого скачка уже невозможно, потому что правила отныне не позволяют правительству регулировать цены на топливо административными методами
Мы не раз писали о том, что экономисты и нефтяники призывали прекратить регулирование цен устаревшими методами советской плановой экономики. Чиновники, пытаясь не допустить роста социального недовольства, “вручную” управляли ценами на топливо.
В итоге несколько лет подряд то северный, то южный регионы страны накрывал жесточайший дефицит бензина. Ведь более 40 процентов высокооктана к нам поставлялось из России - казахстанские нефтеперерабатывающие заводы не способны производить такие объемы. И это на фоне скачкообразно растущего автопарка и потребностей в высококачественном бензине.
Галина Нахманович, экономист, кандидат экономических наук и эксперт Института политических решений, полагает, что цены на высокооктановый бензин уже давно должны были сравняться с российскими, “и только принимаемые правительством меры регулирования их сдерживали”.
Теперь же рынок горюче-смазочных материалов в рамках Таможенного союза будет регулироваться, но не в приказном порядке, а спросом и предложением и общей нормативно-правовой базой. А главным катализатором роста цен на бензин и дизельное топливо отныне будет увеличение стоимости самого исходного сырья - нефти. Таковы реалии рыночного ценообразования.
- Сложившаяся мировая конъюнктура цен на нефть, когда баррель нефти на мировом рынке стоит почти 80 долларов, должна за собой тянуть и стоимость внутри Казахстана. Однако мерами государственного регулирования оборота ГСМ пока искусственно сдерживалась эта тенденция роста цен. Например, это обязательства казахстанских нефтедобытчиков поставлять не менее 20 процентов нефти на внутренний рынок, принятие правительством жестких запретов на сезонный экспорт определенных видов ГСМ, установление специальных цен для сельхозпроизводителей и многие другие меры.
Статистика говорит о том, что за последние десять лет среднемировая цена на бензин выросла почти в четыре раза. И лишь немногие правительства сдерживают цены на прежнем уровне с помощью субсидирования.
Впрочем, до европейских и американских цен нам еще далеко. Литр 95-го бензина в Германии и Франции стоит по-нашему около 250 тенге. Самая низкая стоимость литра, как сообщают европейские СМИ, в Гренландии (чуть более ста тенге), где власти решили стать монополистами на рынке розничной торговли энергоресурсами.
Подорожание
в пользу бедных
Как считают некоторые эксперты, удорожание ГСМ повлияет и на остальные цены внутри страны.
- За повышением цен на ГСМ подтянутся и розничные цены на товары и услуги, так как в основе затрат на основные товары и услуги лежит энергетическая составляющая, - говорит Галина Нахманович. - Так, повышение цен на ГСМ приведет к росту себестоимости сельскохозяйственной продукции, следом закономерно начнется рост цен на продукты питания. Повысятся цены даже на ряд импортируемых товаров, так как их доставка станет дороже. Несомненно, что повышения тарифов потребуют и поставщики топлива, воды, электроэнергии. В общем, пойдет постепенная цепная реакция.
Звучит угрожающе. Но действительно ли это так?
Мы не раз писали о том, что казахстанская экономика имеет свои “бермудские треугольники” - цены у нас увеличиваются на все вне зависимости от повода: доллар ли падает, евро ли растет, или наоборот... Любое мало-мальски значимое в мировом масштабе событие отзывается у нас автоматическим подъемом цен на продукты, диваны, бытовую технику, одежду и проч. То кризис, то антикризис. На самом деле, отсутствие маркетинговых знаний, низкий уровень конкуренции и огромная жажда наживы делают наши цены непредсказуемыми и неконтролируемыми.
А ведь между тем даже ожидаемое подорожание бензина на 15 процентов не означает удорожания товара или услуги ровно на столько же. Потому как, за исключением разве что энергетики (где, грубо говоря, электричество делается непосредственно из ГСМ), доля топлива в себестоимости продукции редко превышает все те же 15 процентов. С учетом этого в нашем случае можно говорить об удорожании товара или услуги максимум на 2-3 процента. Неприятно, конечно, но не катастрофично.
Хотя как - неприятно?.. Дело в том, что, фактически заставляя нефтепереработчиков поставлять топливо по фиксированным (что означает, ниже мировых) ценам на те производства, что давно экспортируют свою продукцию по мировым ценам (а это крупные добытчики руды, алюминия, меди и пр.), государство фактически перераспределяет недополученную нефтяниками прибыль в пользу сталеваров и рудокопов. А по какому праву? Ведь недополученная прибыль - это невозможность нефтепереработчиков инвестировать в модернизацию производства и, как следствие, государственные субсидии на эти цели! То есть наш с вами народный карман все равно теряет кругленькие суммы. Которые потом оказываются в карманах сырьевых олигархов. Не пора ли восстановить справедливость?
Иными словами, пресловутый дядя Вася на стареньких “Жигулях”, на которого обычно и ссылаются радетели фиксированных цен на ГСМ, - не больше чем жупел, позволяющий одним отраслям получать суперприбыль за счет других. Одна надежда, что рынок, как это и происходило на протяжении сотен лет во всем мире, сам все постепенно расставит по своим местам. |