|
Юлиана Жихорь
Вся прошлая ”неделя была посвящена правительством вопросам электроэнергетики: как экономить и увеличивать мощности, где, что и к какому сроку строить. Нынешняя неделя отдана теме не менее важной - как сделать ту же электроэнергию окупаемой без всплесков народных волнений. Итог закономерен: тарифы на все услуги начнут подниматься уже с апреля. Но под жестким контролем правительства и прессингом антиинфляционных мер
В конце прошлого года, когда стало ясно, что инфляция несется галопом, премьер-министр пообещал, что в течение первого квартала тарифы на все услуги останутся неизменными. Однако уже начало года показало, что без значительного роста тарифов не обойтись: падение курса американской валюты и затяжной кризис экономики США привел к рекордному росту цен на черное золото. Вслед за ним дорожает уголь и газ.
Нехватка энергетических ресурсов уже начала ощущаться в южных регионах страны, чему весьма поспособствовала холодная зима. А это означает лишь одно - правительство должно предпринять экстренные меры для роста выработки электроэнергии. Стимулировать можно лишь за счет расширения мощностей и модернизации уже имеющихся активов. А поскольку на это требуются значительные инвестиции, решено прибегнуть к помощи населения - поднять тарифы.
Впрочем, “артподготовка” населения началась еще летом прошлого года, когда правительство анонсировало важность и жизненную необходимость повышения тарифов на энергоносители. Тогда в пример ставились развитые государства Запада, где стоимость электроэнергии в разы превышает казахстанские тарифы. Мол, цена на нефть, мазут и уголь везде одинаковая, а “там” платят во сто крат больше. Мол, наше государство столько времени ее дотировало, что уже исчерпало свои ресурсы. Что инвесторы не пойдут на этот рынок, если правительство таки не согласится поднять тарифы.
В общем, много и долго разглагольствовали мужи из Минэнерго о грядущем дефиците и его последствиях. Нынешняя зима стала косвенным подтверждением их слов. И правительство, как бы нехотя, но исключительно в целях национальной безопасности решилось на такой шаг.
Во вторник на заседании правительства было решено, что с апреля возрастут тарифы на производство электрической энергии; в мае - июле - тарифы на передачу и снабжение электрической энергии. Июнь - август - на услуги водоканалов; июль - август - на услуги по газоснабжению; октябрь - ноябрь - на тепловую энергию.
Согласно расчетам Агентства по регулированию естественных монополий, в связи с тем, что стоимость электроэнергии на станциях кроме газомазутных возрастает в диапазоне от 3 до 13 процентов, а на Жамбылской ГРЭС - и до 45 процентов, рост тарифов на электроэнергию для конечных потребителей составит в среднем 15,7 процента. Стоимость электроэнергии для потребителей южных регионов возрастет от 6 до 17 процентов, северных регионов - от 2 до 10 процентов и в западном регионе - от 9 процентов.
Вместе с тем вырастут тарифы и на тепло. По предприятиям, использующим импортируемый газ в качестве топлива (при цене газа 85 долларов), рост стоимости тепловой энергии составит: АО “Таразэнергоцентр” - на 17 процентов, АО “Алматытеплокоммунэнерго”, ГКП “Северовосточный энергетический комплекс” - от 10 до 21,3 процента. По остальным регионам рост - 4-8 процентов.
Стоимость воды в среднем по стране возрастет на 12,3 процента. Наибольший рост (от 14 процентов) будет в Кызылорде, Алматы и Таразе. Однако, как сообщил глава АРЕМ Нурлан Алдабергенов, по большинству предприятий рост стоимости воды не превысит 4 процентов.
В целом прогнозируемый рост тарифов в 2008 году, по словам Алдабергенова, составит: на электроэнергию - до 15,7 процента, на холодную воду - до 12,3 процента, на горячую воду - до 11,7 процента, на канализацию - до 9,8 процента, на отопление - до 10,9 процента, на газ - до 15 процентов.
Однако эти тарифы рассчитаны лишь на тот случай, если цены на уголь и мазут останутся на уровне декабря 2007 года.
Как правительство намерено удержать рост цен на два стратегических вида топлива, пока не знает никто. Видимо, в этом вопросе Кабмин вновь прибегнет к силовым методам - ограничит экспорт или разрешит его лишь с условием гарантированных поставок по заниженной цене на внутренний рынок.
На подобные меры правительство может пойти в целях достижения важнейшего условия функционирования отечественной экономики - удержания инфляции на уровне, заявленном в проекте бюджета на 2008 год - не более 10 процентов. Именно на этой цифре предложил остановиться премьер-министр: “Наша задача в 2008 году - не выйти за рамки роста инфляции на уровне 10 процентов. Инфляция состоит из нескольких элементов, в том числе и повышения цен на продукты питания, ГСМ, увеличения тарифов монополистов. Поэтому я принимаю решение. Совокупный рост тарифов в 2008 году не должен превышать 1,5 процента. Это “крышка”, выше не будет”.
Глава холдинга “Самрук” Канат Бозумбаев, в чьем ведомстве находятся госпакеты акций всех энергетических компаний страны, считает, что подобные ограничения не отвечают потребностям компаний. Более того, “крышка тарифов” может стать “крышкой” энергетической безопасности страны. “Мы приблизились к тому моменту, когда у нас есть баланс между генерацией и потреблением электроэнергии, а следующей зимой будет дефицит, - заявил он. - Потому в этом году нам, наоборот, нужно уделить максимальное внимание электроэнергетической отрасли, а не пытаться загонять ее в полуторапроцентные рамки, чтобы выполнить намеченное”.
Однако глава АРЕМ поостудил пыл Бозумбаева, намекнув, что тот, мягко говоря, преувеличивает. По словам Нурлана Алдабергенова, некоторые компании, находящиеся в ведомстве “Самрука”, искусственно завышают цены на электроэнергию. Например, тариф на производство электрической энергии, применяемый МАЭК “Казатомпромом”, составляет 5,20 тенге за киловатт-час. “Однако, по результатам проверки, его обоснованный затратами уровень на 50 тиын за киловатт-час ниже действующего и составляет 4,70 тенге за киловатт-час”. Аналогичная ситуация в “Кызылордатеплоэлектроцентре” (ТЭЦ-6), “Астана - Энергия”, с отклонением на 50 и 40 тиын/ киловатт-час соответственно. (Вопросом, куда исчезли “завышенные” средства, сейчас занимается финполиция.)
Кроме того, по мнению АРЕМ, дополнительным источником финансирования развития сетей является плата за присоединение дополнительных мощностей. Размер платы за такое присоединение у отдельных предприятий достигает уровня годового тарифного дохода. (Например, в АО “АПК” это почти 7 миллиардов тенге.) А значит, использование этих средств является... причиной для неповышения тарифов для потребителей. Но... “Необходимым условием для утверждения платы за присоединение дополнительных мощностей является наличие плана развития электрических сетей, - сообщил Алдабергенов. - На сегодня в семи регионах республики (Алматы, Атырауская, Актюбинская, Акмолинская, Мангыстауская, Карагандинская и Западно-Казахстанская) такие планы утверждены и, соответственно, установлены размеры платы за присоединяемую мощность. Однако в остальных регионах из-за отсутствия плана развития электрических сетей не установлена и плата за присоединяемую мощность, а планы развития тепловых сетей вообще отсутствуют”.
Еще одним “запасом цены” является ликвидация чересчур завышенной маржи трейдеров. Их доля надбавки к цене станции составляет от 0,20 до 2,2 тенге/киловатт-час, а доля энергоснабжающих организаций достигает 18 процентов. В случае исключения посреднических организаций на рынке электрической энергии, по словам Алдабергенова, рост цены на производство электрической энергии возможен до уровня 15,5 процента. Без повышения тарифов для конечного потребителя.
Карим Масимов всерьез озаботился этой проблемой и дал поручение антимонопольщикам изыскать пути вытеснения посредников с рынка. При этом он не исключил и возможности изменения в этих целях соответствующего законодательства.
Астана |