ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



ЮБИЛЕЙНЫЕ МОНЕТЫ Горячие новости / События

Юлиана Жихорь
За юбилейные 10 лет существования Национальный фонд однажды уже пережил глобальный пересмотр стратегии его формирования. Теперь в связи с кризисом настало время пересмотра и стратегии расходования его средств. Причина банальна - в Казахстане уже нет “лишних” денег...

Устаревшая модель прошедшего процветания
alt
Национальный фонд Казахстана был создан Указом президента от 23 августа 2000 года. Кстати, казахстанцы узнали о существовании такого фонда лишь спустя год после его создания. А через пять лет фонд обрел стратегию своего существования - первую в своей истории.
Тогда говорилось, что главной идеей фонда является необходимость противостояния угрозе голландской болезни - зависимости бюджета от поступлений от сырьевых отраслей. “Основной целью Национального фонда является снижение зависимости республиканского бюджета от конъюнктуры мировых цен - стабилизационная функция”, - говорится в пока действующей концепции. Тогда как сберегательная функция (запас для будущих поколений) является лишь второстепенной задачей (вопреки распространенному мнению). “Основными задачами Национального фонда являются обеспечение макроэкономической стабильности путем вывода избытка нефтедолларов из экономики и сдерживания давления на курс тенге и инфляцию, а также оптимальное планирование использования природных ресурсов”. То есть меры по борьбе с той самой голландской болезнью.
Концепцией формирования и использования средств Нацфонда от 2005 года предусматривалась новая схема накопления средств. Если раньше в НФ поступала лишь часть налоговых поступлений от предприятий сырьевого сектора, превышающих прогнозную “базовую цену” (19 долларов за баррель), то с середины 2006 года в Национальный фонд начали стекаться все прямые налоги от ряда нефтяного сектора: корпоративный подоходный налог, налог на сверхприбыль, роялти, бонусы, доля по разделу продукции, рентный налог на экспортируемую сырую нефть, газовый конденсат и др. А также поступления от приватизации государственного имущества, относящегося к горнодобывающей и обрабатывающей отраслям, поступления от продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения, а равно и все другие доходы, “не запрещенные законодательством Республики Казахстан”.
Но с 1 июля 2007 года начала действовать очередная новая схема формирования Национального фонда. Было принято решение о зачислении в фонд поступления прямых налогов от всех предприятий, осуществляющих нефтяные операции. И список подобных поставщиков увеличился с 55 до 157 предприятий.
Дефицит бюджета по действовавшей тогда схеме покрывался гарантированным и целевым трансфертом из Нацфонда в республиканский бюджет размером не более трети накопленных средств.
В результате подобной политики средства на конец 2009 года составили 4,5 триллиона тенге (30 миллиардов долларов), из которых 750 миллиардов тенге были размещены во внутренние активы (облигации акционерного общества “Фонд национального благосостояния “Самрук-Казына” и акционерного общества “Национальный управляющий холдинг “КазАгро”), а 24,4 миллиарда долларов - в зарубежные активы.
В целом доходность Национального фонда с начала создания в базовой валюте - долларах США - составила 55 процентов, что в годовом выражении составляет порядка 5,2 процента.

Нерастратный фонд?
Теперь ситуация в корне поменялась. “Лишних” денег в стране просто нет - о профиците бюджета правительство мечтает уже третий год, вытягивая из Нацфонда средства на “стабилизационные антикризисные меры”. А потому о стерилизации средств для избыточного притока валюты и снижении давления на обменный курс тенге и инфляцию речи уже не идет. В новой Концепции формирования и использования средств Национального фонда стабилизационная функция отодвинута на второй план (она нынче воспринимается исключительно как “поставка” фиксированного гарантированного трансферта в республиканский бюджет в размере 8 миллиардов долларов).
Первой же функцией стало то самое накопление капиталов на будущее.
Подвергся изменению и список поставщиков средств в Национальный фонд. К ранее действовавшим налоговым поступлениям от нефти прибавились: поступления за нарушения условий нефтяных контрактов (за исключением поступлений, зачисляемых в местные бюджеты) и инвестиционные доходы от управления Национальным фондом. Последние раньше хоть и фиксировались с отчетности НФ за год, но, судя по последним новеллам, могли и не зачисляться на его счет в качестве одного из источников дохода.
Дабы окончательно не лишать фонд его функции одного из стабилизационных механизмов денежно-кредитной политики, в концепции оговаривается, что “в случае избыточности денежного предложения на внутреннем рынке во избежание роста инфляции, а также в целях нивелирования негативного влияния доходов от экспорта природных ресурсов на развитие других секторов экономики Казахстана в Национальном фонде могут аккумулироваться и иные поступления”. “Иные”, их формы и виды, видимо, будут определяться непосредственно Национальным банком как главным управляющим и Нацфонда, и монетарной политики страны.
Но главной новеллой Концепции становятся механизмы использования средств фонда. Кроме фиксирования транша в 8 миллиардов долларов в бюджет, ставится запрет на финансирование других видов расходов, в числе которых и целевые трансферты в РБ. Запрещено также приобретение на деньги Национального фонда казахстанских ценных бумаг субъектов государственного, квазигосударственного и частного секторов, кредитование юридических и физических лиц, а также использование активов в качестве обеспечения исполнения обязательств.
И вот - очередной новый подход. Если раньше ставился запрет на инвестирование в ценные бумаги казахстанских компаний (“активы Национального фонда инвестируются исключительно в зарубежные финансовые инструменты, номинированные в иностранной валюте, и имеют эталонные портфели, состоящие из ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте”), то теперь этот запрет снимается. “Размещение активов Национального фонда должно осуществляться в финансовые инструменты, обращающиеся на зарубежных финансовых рынках и включенные в Перечень разрешенных финансовых инструментов за исключением нематериальных активов, утвержденные правительством Республики Казахстан по предложению Совета по управлению Национальным фондом. При этом ограничения не распространяются на казахстанские финансовые инструменты, приобретенные до 1 января 2010 года, которые будут учитываться в структуре активов Национального фонда”. То есть фактически активы фонда могут быть размещены в казахстанские финансовые инструменты, обращающиеся, допустим, на Лондонской бирже. Ведь целый ряд казахстанских компаний еще в докризисные времена вышел на IPO и показал (и до сих пор показывает) неплохую доходность.
По мнению отечественных экономистов, новая стратегия формирования и использования средств Национального фонда позволит к 2020 году накопить на счетах фонда 90 миллиардов долларов, доведя “запасы” до 30 процентов к ВВП.
Насколько это реально, учитывая, что в ближайшие пару лет фиксированный трансферт в 8 миллиардов долларов явно будет превышать размер поступлений в фонд? В правительстве надеются, что ПФИИР, как палочка-выручалочка, заработав в ближайшую пятилетку, позволит вновь внести изменения в документ, уменьшив размер изъятий из фонда. И вот тогда, говорят в Кабмине, средства в фонд потекут рекой.

Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





  • Группа: Посетители
  • Регистрация: 28.03.2010
  • Статус: Пользователь offline
  • 1 комментарий
  • 0 публикаций
^
  • Группа: Посетители
  • Регистрация: 29.03.2010
  • Статус: Пользователь offline
  • 1 комментарий
  • 0 публикаций
^
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение