Алла Иванилова
Внедренная в свое время в Казахстане, казалось бы, идеальная чилийская модель пенсионной системы, похоже, дала сбой. Сейчас обсуждается вопрос кардинального изменения отечественной пенсионной системы. Но это лишь в перспективе. Пока же власти вносят в нее новшества, пытаясь хоть как-то реанимировать
Некогда внедренная чилийская модель пенсионной системы не прижилась в республике. Основная причина - отсутствие развитого фондового рынка. KASЕ и Региональный финансовый центр, внедряющие новые финансовые инструменты, лишь капля в море.
В настоящее время звучат разные предложения по реформированию казахстанской пенсионной системы. Так, одни предлагают объединить все пенсионные фонды (на сегодняшний день их 14) в один, выбрать управляющего и работать в едином русле. Другие предлагают, как в Норвегии, - передать все деньги из накопительных фондов в Национальный фонд, который будет заниматься инвестированием в финансовые инструменты.
Пока предложения витают в воздухе, власти готовят почву для реформ. Дабы хоть как-то “расшевелить” пассивные фонды и вкладчиков, правительство придумало “завлекательную” систему и прописало ее в законопроекте, касающемся вопросов коллективного инвестирования и деятельности пенсионных фондов.
“Изюминкой” данного документа, по мнению разработчика - Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, являются предусмотренные в каждом накопительном фонде три портфеля: консервативный, либеральный и агрессивный.
Они различаются степенью рисков: чем более рискованный портфель, тем в более рисковые финансовые инструменты могут вкладываться его активы. Каждый фонд будет самостоятельно определять критерии своих портфелей, однако они должны соответствовать установленным регламентам АФН.
Кроме того, в законопроекте “О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты по вопросам коллективного инвестирования и деятельности накопительных пенсионных фондов” предлагается просчитывать, сколько государство должно выплатить вкладчикам денег “в случае чего”. Согласно Закону “О пенсионном обеспечении”, существует государственная гарантия, которая обязывает государство выплатить вкладчикам все их накопления, а также накопленную инфляцию, если что-то случится с пенсионным фондом.
Сегодня никто не может сказать, какие потери понесет госказна в случае, если разорится тот или иной накопительный фонд. Известна лишь общая сумма пенсионных накоплений казахстанцев, а не в отдельности по каждому вкладчику. Прописав данную норму в законопроекте, власти обяжут Государственный центр по выплате пенсий подсчитывать, сколько государство будет должно каждому вкладчику. При этом заместитель председателя АФН Гани Узбеков замечает: “Это не означает, что те обязательства, которые будут подсчитаны, необходимо выполнить. И это не говорит о том, что ситуация ухудшается или еще что-то. Это просто для учета”.
Безусловно, идея неплохая, но если посмотреть на нее с этической стороны, то получается, что государство будет залазить в карман каждого казахстанца. Ведь сегодня информация о пенсионных накоплениях доступна узкому кругу госструктур и приравнивается чуть ли не к банковской тайне. Если ГЦВП станет подсчитывать, то пенсионные счета всех казахстанцев превратятся в открытую книгу.
При этом государство отныне не собирается снисходительно относиться к пенсионным фондам и намерено усилить их ответственность. Так, если фонд несвоевременно предоставит в ГЦВП сведения о бухучете, то его накажут. То же самое касается представления недостоверных сведений о бухучете и вообще игнорирования данного требования.
Как признаются в Агентстве по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, нововведения, которые должны вступить в силу с 2010 года, им даются сложно. Нет и в парламенте поддержки. На презентацию законопроекта, касающегося вопросов коллективного инвестирования и деятельности пенсионных фондов, пришло всего пять депутатов, которые были едины во мнении, что данный закон ни на йоту не поможет накопительной пенсионной системе.
Астана |