|
Ботагоз Омар
ГСМ - удобрения
Отечественных аграриев лишат возможности приобретать ГСМ по льготной цене. Глава Минэнерго не раз предупреждал, что в условиях рынка государственный рычаг не всегда обоснован. Тем не менее, руководитель Минсельхоза выступает за субсидирование покупки дизтоплива сельчанами, и депутаты его в этом поддерживают
Вопросы стоимости дизельного топлива и бензина всегда имеют большой общественный резонанс. Достаточно вспомнить ситуацию, сложившуюся на рынке в декабре прошлого года. Тогда главный энергетик страны Сауат Мынбаев предложил зафиксировать розничные цены на бензин марки АИ-80 на уровне 82 тенге за литр. Тогда было принято решение не распространять методы госрегулирования на другие марки высокооктанового бензина, учитывая, что их потребители - “достаточно высокообеспеченная прослойка”.
Тогда же глава Минэнерго говорил о том, что очень долго торговый дом “КазМунайГаз” не может поставлять нефтепродукты себе в убыток, и не всегда будет сохраняться разрыв между ценами на рынке России и Казахстана (116 тенге против 82, установленных в нашей стране). “Административные решения должны иметь под собой рыночные основания. Базовый уровень цены должен отражать рыночную ситуацию. 82 тенге мы считаем пределом этой рыночной ситуации”, - говорил министр.
И если для городских потребителей вопрос розничных цен на дизтопливо отражается на стоимости проезда, то в селах он стоит гораздо более остро.
На этой неделе в ходе заседания правительства был одобрен (для внесения в парламент) проект закона “О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов”. Он направлен на реализацию поручений главы государства в части стабилизации цен на рынке ГСМ в Казахстане. По словам главы МЭМР, законопроект “будет отражать реалии рынка, в том числе динамику цен и в Российской Федерации, поскольку 40 процентов высокооктанового бензина Казахстан завозит оттуда. Если будут какие-то движения, то данный законопроект будет исключать скачкообразный характер изменений. Изменения будут плавными и незначительными, и они в любом случае исключат попытки создать искусственный дефицит ГСМ в отдельных регионах”.
Этот документ законодательно закрепляет за Министерством энергетики и минеральных ресурсов возможность устанавливать предельные цены на социально значимые виды ГСМ. По таким видам нефтепродуктов, как летнее дизтопливо, бензин АИ-80, высокооктановые бензины АИ-92, 93, вводится система государственного регулирования розничных цен.
“При этом оптовая цена не регулируется, что позволяет, сохраняя конечный уровень цен на рынке, модернизировать нефтеперерабатывающие заводы и прочее, и прочее”, - пояснил Сауат Мынбаев в комментариях журналистам, добавив, что Минэнерго обязуется обеспечить поставку дизельного топлива в гарантированном объеме для сельхозтоваропроизводителей в период посевных и уборочных работ. Затем среди аграриев ГСМ будет распределяться оператором, определенным руководством области.
Главный вопрос, стоящий на повестке дня аграриев, заключается в том, что теперь они будут приобретать ГСМ по рыночным ценам, без льгот. “Дизтопливо на рынке стоит 67 тенге за литр. Точка”, - отметил министр энергетики.
Выступивший на заседании Кабмина министр сельского хозяйства Акылбек Куришбаев отметил, что в этом году цена на зерно невысокая и нужны определенные методы поддержки сельхозтоваропроизводителей. “Если раньше директивным методом Министерство энергетики и минеральных ресурсов устанавливало цены на ГСМ (для сельхозтоваропроизводителей. - “НП”), теперь с принятием закона получается, что мы от этого отойдем, - подчеркнул глава Минсельхоза. - Единственный выход - это субсидирование стоимости ГСМ для сельхозтоваропроизводителей”.
По расчетам министерства, цена вопроса, в зависимости от колебаний цен на зерно, может составить 20-40 миллиардов тенге. На этот счет глава Минэнерго ответил, что он не возражает против субсидий. “Я за субсидирование сельского хозяйства. Просто нужно понимать, каким образом это все делать. И не нужно искусственно ломать рынок”, - сказал он, добавив, что “это отдельный вопрос”.
На следующий день данная тема была подхвачена депутатом Еркином Рамазановым. В своем депутатском запросе на имя премьера мажилисмен предложил определить механизм обеспечения сельхозтоваропроизводителей дизельным топливом.
“Поводом для обращения послужили разработки Минэнерго нового механизма регулирования нефтепродуктов, предусматривающие обеспечение потребителей бензином и дизельным топливом через поставщиков нефтепродуктов напрямую и регулирование розницы цен на АЗС”, - отметил он. По его мнению, для обеспечения сельхозтоваропроизводителей необходимо применять отдельный механизм обеспечения дизтопливом и ценообразования. В этой связи народный избранник обратился с просьбой пересмотреть механизм для аграриев и предусмотреть субсидирование дизтоплива.
Астана
Закон Дизеля
Фарида Галиева
Здравствуй, Новый год! В смысле не юридический, а традиционный, народный, крестьянский. С приходом Наурыза на казахстанских нивах наступает особенная, волнующая пора: сельский воздух пахнет весенней свежестью, льготным дизелем и дармовыми деньгами
Вот и теперь, не успел в полях сойти снег, глава Минсельхоза посетовал, что без государственного субсидирования ГСМ для сельхозработ отечественное село с вызовами жизни, вроде посевной и уборочной, не справится, урожай не победит. Вслед за чем эту перспективную мысль подхватили и некоторые народные избранники. Осталось, чтобы идею отшлифовали еще и озадаченные весной представители местной власти, и, боимся, правительство этого вселенского плача по селу не выдержит, сдастся. И даст денег. То бишь дешевых ГСМ.
Напомним, ситуация эта повторяется из года в год, и столь же регулярно наша газета пишет о том, что убыточность нашего сельского хозяйства, что крестьяне якобы бесконечно нуждаются - миф, распускаемый с той лишь целью, чтобы выбить из казны, из наших с вами карманов, льготы, беспроцентные кредиты и прочие средства, которые, разумеется, никогда не будут возвращены. А спекуляции вокруг этой самой нужды (где действительной, но в большинстве своем выдуманной) превратились в крупнейшую, пожалуй, мистификацию в современном Казахстане, которой нам дурят голову. Хитроумную схему, которая ворует не только материальные, но и моральные силы нации.
Схема эта весьма примитивна, чем, кстати, еще более оскорбительна (могли придумать что-нибудь поинтереснее). Известно, что ГСМ, выделенные сельским властям по сниженной цене на проведение посевной и уборочной, на самом деле затем реализуются по цене вполне рыночной. А маржа кладется в карман тем топливным трейдерам, которым (и выбранным не случайно, конечно) и “доверяется” эта процедура в том или ином регионе.
Понятно, что по рыночным ценам реализуется не вся солярка, а лишь часть ее. И именно та, вычислить которую не представляется возможным. Весь фокус - в приписках урожая, которыми грешат на местах. И не ради агрославы, естественно, а сугубо из меркантильного интереса. Приписывая миллионы тонн “липового” зерна в этом году, в следующем акимы (и их “команды”) могут рассчитывать и на “дополнительную” солярку, которая тут же попадает на вторичный рынок и, разумеется, уже не по фиксированной цене.
И деньги эти - немалые - будут “сделаны” практически ни на чем. Просто надо будет немного поплакать о нелегкой доли крестьянина. Что ж, замысел этот, хоть, как мы уже заметили, и простой до примитивности, но в чем-то и изящный...
Десять лет (сколько существует газета) мы об этом пишем, практика эта продолжается - и ничего не меняется!
А ведь очевидно, что даже если и надо как-то субсидировать село (хотя этот вопрос сам по себе спорный), то уж, конечно, никак не подобными, совершенно бессмысленными (кроме немногочисленных чиновников и “карманных” фирм) методами. Существуют ведь рыночные, вполне зарекомендовавшие себя механизмы вроде снижения налоговой нагрузки и процентов по кредитам или, например, отмены таможенных пошлин при экспорте продукции. А если и использовать бюджетные средства, деньги налогоплательщиков в качестве эдакой “гуманитарной помощи”, то не для того, чтоб подкармливать кучку паразитов, а направлять их для решения социальных проблем села. Строить дороги, больницы, школы и платить достойно тем, кто в этих самых школах и больницах пока еще работает.
Или, скажем, поддерживать ноу-хау, инновации в нашем патриархальном сельском хозяйстве (если кто, предположим, решил вырастить элитных коров или забугорный, фирменный овощ, а то и открыть колбасный либо сырный цех). Всякие субсидии должны быть только адресными. Все другие виды помощи разойдутся по рукам тех, кто к труду на земле никакого отношения не имеет. Это же ясно, как закон бутерброда (закон Дизеля)!
Если помощь безадресная, значит, адресата найдет на местах. И уж конечно - местного “пахана”, а не пахаря. |