|
Юлиана Жихорь
Новая программа государственной поддержки бизнеса (так называемая программа “Бизнес-2020”) нацелена исключительно на помощь экспортоориентированным производствам. “Экспорт - это подтверждение явной конкурентоспособности бизнеса, его производительности. Это та задача, которую поставил президент в своем Послании. Экспорт - это реальные дополнительные доходы, которые будут приходить в нашу экономику”, - заявил вице-премьер Ербол Орынбаев на заседании правительства в минувший понедельник. И добавил, что отныне “казахстанское содержание будет рассматриваться сквозь призму дальнейшего выхода на экспортные рынки”: “Мы исходим из того, что реальное предпринимательство - это не только торговля, строительство и бизнес вокруг бюджета. Но и в первую очередь - выход на экспорт”
Учитывая, что кризис все еще не закончился (если оперировать официальной терминологией, то теперь Казахстан ждет сложный период “посткризисного восстановления”), а банковская система страны, несмотря на громкие официальные заявления, все еще в глубоком ауте, то вопрос: “Кто будет кредитовать реализацию всех проектов?” - не предполагает иного ответа, как “Конечно, государство!”.
Разумеется, все это будет выглядеть не как прямая дотация бизнесу. Средства, выделяемые в рамках антикризисной программы правительством на кредитование экономики, будут прогоняться через банки второго уровня, которые и станут выдавать кредиты бизнесу. Разумеется, под хороший процент (ведь самим БВУ госсредства тоже типа ссужаются - под 4 процента годовых).
При этом государство будет помогать бизнесу... субсидируя ставку вознаграждения по кредиту - то есть будет платить банкам тот самый процент, который банки должны выплатить государству. В лучшем случае государство ничего не потеряет и не приобретет. В худшем - если субсидируемая ставка превысит 4 процента - будет терять деньги.
Но зато, если все задуманное Астаной осуществится, через несколько лет Казахстан будет иметь конкурентоспособную экономику несырьевых отраслей.
Кроме этой общей задачи программа государственной поддержки рассчитана на стимулирование регионов развивать на своей территории “нужные” производства.
|
Экспорт - гарантия золотого запаса |
Основными операторами программы индустриально-инновационного развития будут местные исполнительные органы - им предоставлен карт-бланш в распределении финансов, выделяемых региону в рамках реализации программы. Но закавыка заключается в том, что лимиты такого финансирования будут определяться для каждого региона в отдельности, исходя из ряда параметров: доли региона в несыерьевом ВРП, численности населения, доли в несырьевом экспорте. “Заложены такие стимулы в этих критериях для того, чтобы регионы улучшали позиции по этим критериям и, соответственно, могли претендовать на больший объем финансирования”, - считает Орынбаев. (Правда, сами регионы с этим не совсем согласны. Глава Жамбылской области Канат Бозумбаев заявил, что подобный подход автоматически вычеркивает из программы ныне неэкспорторазвитые области: им не на что будет развивать свою промышленность.)
Кроме того, размер государственной помощи будет находиться в прямой зависимости от доли продукции, направляемой на экспорт. При экспорте от 10 до 30 процентов от производимой продукции будет субсидироваться половина ставки вознаграждения. При экспорте от 30 до 40 процентов от производимой продукции субсидируется 60 процентов. И так далее. Максимальный размер субсидий - 80 процентов. При этом они будут предоставляться как по новым, так и по уже полученным кредитам.
Предполагается, что потенциальный участник программы может взять отсроченные обязательства по экспорту. На первой стадии (в течение года) проект ориентируется на повышение казахстанского содержания. В этот период государство субсидирует ставку на уровне 40 процентов. Но уже на второй год участник программы должен осуществлять экспорт не менее 10 процентов от производимой продукции. И начинает работать по общей ставке субсидирования.
Однако, как было заявлено, если участник не сдержит обещания (не дотянет до 10 экспортных процентов), “то просто прекращается субсидирование. Без всяких штрафных санкций”. То есть может случиться ситуация, когда целый год государство будет фактически выбрасывать деньги на ветер. Безо всяких обязательств со стороны бизнеса.
Вместо этого ответственность решено возложить на региональных акимов: мол, они деньги на помощь бизнесу самостоятельно распределяют, с них и спрос. “Между Министерством экономики (как распределяющим лимиты бюджетных средств на реализацию программы. - “НП”) и местным исполнительным органом заключается соглашение о результатах по данной бюджетной программе по следующим показателям: увеличение несырьевого экспорта, количество созданных рабочих мест, рост производительности труда в несырьевом секторе экономики, увеличение поступлений в бюджет”, - обрисовал новые условия игры Ербол Орынбаев.
Он, кстати, также сообщил и другие параметры, при которых банки второго уровня должны раздавать государственные деньги бизнесу. Одним из основных условий кредитования проекта должно стать участие в нем собственных средств бизнеса - не менее 20 процентов. (Это условие перешло в новую программу из канувшей в лету программы “30 корпоративных лидеров.) Кредит может быть размером не более 3 миллиардов тенге, сроком на три года, с возможностью пролонгации до 10 лет. Направления кредита: модернизация, расширение и организация нового производства.
По идее, при соответствии этих параметров, бизнес должен получить кредит. Однако в правительстве оговаривают: поскольку де-факто кредитует не государство, а банк, то в получении де-юре госсредств могут и отказать: “Если банк не готов выдать кредит по какой-то причине, то и проект дальше и не будет осуществляться”. Так что вся грандиозная программа развития отечественной экономики может разбиться о чрезмерно придирчивую систему банковского рассмотрения кредитных заявок. (Этот опыт у Казахстана уже имеется. Осенью 2007 года - зимой 2008 года государство скинуло на банковские счета около 4 миллиардов тенге для кредитования экономики и достройки долевого ЖК. Однако средства до многих заявителей так и не дошли - банки добавили к “гостребованиям” свои условия, вытянуть которые оказались способны лишь единицы нуждающихся компаний.)
Астана |