|
Юлиана Жихорь
Раньше любили говорить, что “все, что общее - то ничье”. Эта фраза как никогда более подходит для описания отношения ряда уполномоченных государством лиц с государственными же финансами. Который год блюстители целевого освоения бюджетных средств бьют тревогу, предлагая не журить виновных пальчиком, а наказывать хотя бы “рублем”
Отчет Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета всегда интересен. Не было еще в истории его существования ни одного года, когда контролеры не находили бы в огромных бюджетных коридорах хотя бы одной лазейки, через которую уплывают миллиарды казенных тенге. СК проверяет, показывает, выносит рекомендации. Но решать - наказывать или не наказывать виновных в нецелевом и неэффективном использовании бюджетных средств - не является прерогативой комитета. В результате, число наказанных значительно ниже числа нарушений, а государственный бюджет все больше становится похожим на сито, через которое неизвестно куда уплывают средства налогоплательщиков.
Недавно на коллегии ведомства глава Счетного комитета Омархан Оксикбаев озвучил претензии к “квазигосударственному сектору”, то есть фактически - ко всей системе управления государственными активами. Известно, что сегодня наиболее крупные из них сконцентрированы в различных АО и фондах со стопроцентным пакетом акций у государства.
Оксикбаев по результатам проведенных 16 контрольных проверок сделал неутешительный вывод: несмотря на то, что в целом аккумулирование госактивов в нацхолдингах положительно сказалось на развитии национальной экономики, формальный подход топ-менеджеров при принятии управленческих решений сохранился. “Есть факты принятия рискованных, экономически невыгодных, скажу больше, угрожающих экономической безопасности страны решений и, как следствие, колоссальных сумм потерь государственных средств”.
Как, например, странности управления деньгами в АО “Центр инжиниринга и трансферта технологий”, которое купило акции иностранных компаний, занимающихся сетевыми и биометрическими технологиями, а также средствами защиты информации, на общую сумму 2,7 миллиарда тенге. При этом, как отмечают в СК, предприятия были уже убыточными на момент приобретения их акций.
В результате на момент проверки приобретенные акции обесценились почти наполовину - на 42 процента (или более чем на 1 миллиард тенге).
Деятельность еще двух АО - “Национальный инновационный фонд” и “Инвестиционный фонд Казахстана” - также оказалась убыточной для государства. За годы их существования в оба АО было закачано более 70 миллиардов тенге, а списано убытков только за два года на 25,5 миллиарда. А из 212 проектов, профинансированных обоими фондами, реализовано лишь пять проектов. “Не поступившие доходы от реализации проектов составили 11 миллиардов тенге, в то же время основная доля доходов формировалась от вложения на депозиты банков”, - заявил глава Счетного комитета.
|
Омархан Оксикбаев: “Они не готовы нести ответственность” |
И это притом, что в обоих ведомствах активно менялся топ-менеджмент: за 7 лет существования в инновационном фонде сменилось шесть руководителей, в инвестиционном фонде - пять.
И все они получали “заслуженные” премии и бонусы за свои “заслуги перед родиной”. Признавая при этом свое собственное бессилие в управлении активами этой родины. “На днях мы провели заседание Счетного комитета, - рассказал Оксикбаев помощнику президента Казахстана Куандыку Бишимбаеву, - где один из руководителей “Самрук-Казына” признал, приведу его слова дословно, что “при внешней подготовке менеджеры зачастую внутренне не готовы принимать профессиональные управленческие решения”. “К этому я еще добавил бы, - не удержался глава Счетного комитета, - что они к тому же еще не готовы нести ответственность за свои совершенные ошибки, а действующее законодательство не предусматривает этого”.
Глава ведомства предложил для начала хотя бы взыскать “с тех менеджеров” не заслуженные ими премии и бонусы.
Вместе с этим Счетный комитет предлагает, наконец, узаконить наказания за такие финансовые нарушения, как нецелевое, необоснованное и неэффективное расходование бюджетных средств. Прошлогодние попытки специалистов СК зафиксировать эти дополнения в Бюджетном кодексе успеха не имели. Равно как из Административного кодекса были автоматически исключены все позиции по привлечению нарушителей к административной ответственности. Оставив право определять степень виновности чиновника перед родиной лишь правоохранительным органам, которые могут возбудить против нерадивого исполнителя бюджетных денег административное или уголовное дело, а могут не возбудить... Например, в прошлом году Счетный комитет проверил 382 объекта (на 17 процентов больше, чем в 2008 году) и выявил финансовых нарушений аж на 35 процентов больше, чем год назад. Правоохранительным органам передано 40 материалов контроля, из которых возбуждено 9 уголовных дел и лишь 4 доведено до суда.
Сегодня Счетный комитет сообщает, что восстановлено в бюджет 29 миллиардов тенге. И добавляет, что 27,4 миллиарда из них - результаты двухлетней работы по делу о перечислении за 1996 - 2008 годы денежных средств по соглашению 1993 года с Россией, поступавших все 15 лет в нарушение бюджетного законодательства на счета 100-процентно частной компании.
Учитывая отсутствие перспектив наказания нерадивых чиновников, Оксикбаев может лишь в очередной раз усиливать “постконтрольный мониторинг, в том числе по возмещению денежных средств и по материалам, переданным в правоохранительные органы”. И напоминать им и помощнику президента, что без целевого и эффективного финансирования и продуманных управленческих решений достичь поставленных президентом в Послании целей невозможно.
Астана |