|
Фарида Галиева
Нынешний год - председательства нашей страны в ОБСЕ - будет полон возможностей для отечественных чиновников, что называется, пропиарить Казахстан на весь мир (ну или, по крайней мере, на всю Европу). По неофициальной информации, на 2010 год запланировано около 150 крупных международных мероприятий, где в качестве председателя ОБСЕ будет фигурировать наша страна. (Ох и поездят по свету!..) И однако главной жемчужины в этой сокровищнице геополитических драгоценностей пока нет. Саммита ОБСЕ. В Астане. После более чем десятилетнего перерыва
Впрочем, “нет” не значит “не будет”. Более того, Казахстан чрезвычайно рассчитывает на то, что ОБСЕ все-таки даст на него “добро”. Тем самым страна сразу вписала бы свое имя в мировые историю с географией, заставила бы говорить о себе не только всех сегодняшних политических мэтров, но и завтрашних студентов.
Конечно, и сейчас обе казахстанские столицы (особенно северная, настоящая) не обделены всевозможными интернациональными форумами. Проводятся Съезд мировых и традиционных религий, Евразийский медиа-форум, не говоря уже о разовых трансконтинентальных курултаях. И все же саммит ОБСЕ, как, например, и G8 (и даже в большей степени), - особая статья.
Для этого, однако, надо постараться. За время существования СБСЕ/ОБСЕ (Совещания/Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе) с 1973 года было проведено всего 6 саммитов. И почти каждый из них ознаменовался практически революционным прорывом в сфере международных отношений (до или после саммита).
Хельсинки, 1975 год. СССР, США, Канада и 33 европейских государства подписали заключительный Хельсинский акт, благодаря которому началась так называемая “разрядка” между Западом и Востоком. И хотя он закрепил сложившийся статус-кво на европейском континенте, в СССР с тех пор активно начался диссидентский процесс, а в Европе установился режим свободного обмена информацией и свободного же перемещения людей. Тогда она строилась - нынешняя свободная Европа.
Париж, 1990 год. Была подписана Хартия для свободной Европы, документально закрепившая приоритет международного права над национальным. Считается, что именно Парижский саммит спровоцировал волну сепаратизма и межэтнических конфликтов: как так называемый “парад суверенитетов” в Восточной Европе, так и распад СССР, и “горячие точки” в его бывших республиках.
Будапешт, 1994 год. Собственно, и была образована ОБСЕ - из СБСЕ, как постоянная организация со всеми полагающимися институтами.
Стамбул, 1999 год. Последний на данный момент саммит ознаменовался подписанием Хартии европейской безопасности и громким скандалом из-за политики Москвы в Чечне и Приднестровье. Фактически тогда началось новое охлаждение отношений между Россией и Западом, не изжитое, по существу, до сих пор.
Мы живем в эпоху после Стамбульского саммита, в мире, который был сформирован саммитом Парижским. И вот эту-то краеугольную конфигурацию хочет сейчас изменить... да, Казахстан. Ибо, понятное дело, если Астанинский саммит будет созван, то не для переливания из пустого в порожнее. Не та организация. Что бы там ни говорили прокремлевские СМИ.
Конечно, шансов на то немного. Даже заявленная Казахстаном программа - урегулирование конфликтов на постсоветском пространстве (особенно в Нагорном Карабахе) и Афганистане - не очень-то их увеличивает. Во-первых, практическая, скажем так, маловыполнимость. А во-вторых, очевидно, что по той же нагорно-карабахской проблеме Ак Орда, очевидно, предварительно проконсультировалась с Кремлем. (Что вряд ли сильно вдохновит ОБСЕ.)
Хотя, пардон, не Ак Орда, конечно. Формально возглавляет ОБСЕ (в 2010 году, разумеется), не президент Республики Казахстан, а госсекретарь и министр иностранных дел. Впрочем, это не важно. А важно то, что не проигрывает только тот, кто ничего не делает. И хотя шансы, повторимся, невелики, ставка (саммит в Астане) того стоит. Для чего, естественно, сначала нужно будет разрешить гордиев узел на Кавказе.
Напомним, 25 января состоялась трехсторонняя встреча между лидерами Армении, Азербайджана и России (посредника) в Сочи. Причина - обсуждение обновленного плана урегулирования проблемы (с учетом совместного заявления президентов России, США и Франции по нагорно-карабахскому конфликту на саммите G8 в июле прошлого года в Италии). Именно в этом обновлении прежних “мадридских принципов” - надежда миротворцев на прогресс в переговорах, которые зашли в тупик.
Пока не совсем понятно, в чем именно будут изменения: дипломаты обходятся общими фразами. Известно только, что, подготавливая недавнюю встречу “кубанской тройки” - Сержа Саргсяна, Ильхама Алиева и Дмитрия Медведева, сопредседатели Минской группы ОБСЕ (по урегулированию вооруженного конфликта между Арменией и Азербайджаном - так официально она называется) от РФ, США и Франции провели предварительные переговоры не только в Ереване и Баку, но до того, в прошлую пятницу, нанесли визит еще и в Астану, где пообщались с главой казахстанского МИДа и поделились “рекомендациями”.
Опять-таки неизвестно, что это были за рекомендации; возможно, мы узнаем об этом в середине февраля, когда Канат Саудабаев совершит одну из первых своих поездок в качестве председателя ОБСЕ - и совершит, конечно, именно на Южный Кавказ, в область, которую армяне называют Арцах, а азербайджанцы - Карабах. Тогда, видимо, уже и станет понятно, насколько реальны шансы на Кавказе на мир, а в Казахстане - на саммит.
Несколько увеличивают шансы Казахстана внести прогресс в миротворческий процесс в Нагорном Карабахе некие дополнительные обстоятельства, так сказать, человеческий фактор. У нашего государства, по словам Каната Саудабаева, “сложилась определенная историческая общность со сторонами - участниками конфликта, есть знание истории вопроса и более глубинное понимание сегодняшнего состояния дел”. Но не только в дружбе народов дело: у нынешнего председателя ОБСЕ есть и еще один весьма надежный ресурс - доверие и авторитет, которым пользуется президент Казахстана Нурсултан Назарбаев у народов стран, вовлеченных в конфликт. |