|
Анна Шелепова
Объездной путь
В департаменте таможенного контроля по городу Алматы состоялась пресс-конференция. На этот раз с журналистами встретились представители руководства и попытались прояснить неразбериху, связанную с созданием Таможенного союза между Казахстаном, Россией и Белоруссией. Однако на некоторые вопросы журналисты так и не услышали четких ответов
Пожалуй, одним из наиболее острых стал вопрос о том, что делать тем, кто успел оформить предварительную таможню и должен был растаможить автомобиль по старым тарифам, но машины не пришли в Казахстан в назначенный срок из-за форс-мажора - в Китае выпало рекордное количество осадков. Из-за снежных завалов встали железные дороги, а вместе с ними и контейнеры, в которых автомобили для сотен казахстанцев. Сейчас китайцы расчищают рельсы и отправляют по железной дороге товары исключительно первой необходимости - медикаменты и еду.
Комментирует Мурат Баймуханбетов: “Данный фактор задевает всех нас, с этим вопросом будем выходить на Таможенный комитет, чтобы дали разъяснения, как быть. До конца января действует предварительная таможня. После 1 февраля дадим ответ”.
Заметим, что срок предварительной таможни к февралю истечет и ответ начальника может оказаться, мягко говоря, несвоевременным. Вот что по этому поводу думает Таир Назханов, председатель ОО “Форум адвокатов”: “29 января ГТД аннулируется. На данный момент потребитель может написать заявление начальнику таможенного органа, куда он подавал свою декларацию, с просьбой продлить грузовую таможенную декларацию, изъяснив форс-мажорные обстоятельства, и потребовать мотивированного официального ответа со ссылкой на законодательство.
В случае, даже если их ответ “законен”, то есть соответствует их таможенному законодательству, потребитель может подать в суд и прокуратуру на нарушение прав.
В Гражданском кодексе форс-мажорные обстоятельства учтены, то есть если даже в Таможенном кодексе нет такого пункта, на основании ГК Республики Казахстан потребитель имеет право обжаловать решение Таможенного органа, на основании пункта 4 статьи 375 Таможенного кодекса: “Декларант имеет право обжаловать решения, действия (бездействия) таможенных органов и должностных лиц таможенных органов при нарушении его прав”. Здесь потребитель может привести пункт 2 статьи 359 ГК, в котором обговаривается освобождение от ответственности в связи с обстоятельствами непреодолимой силы”.
В Астане в таможенном комитете Министерства финансов Республики Казахстан нам сообщили, что каждый индивидуальный случай будет рассматриваться, и если форс-мажорные обстоятельства действительно были, то, вполне вероятно, что срок предварительной таможни продлят.
В столице в следующую среду, 3 февраля, на коллегии Комитета таможенного контроля этот вопрос будет подробно рассматриваться, и тогда таможенники смогут представить четкий механизм действия потребителей.
Кроме того, таможенники объясняют, что если участники бизнес-сообщества выйдут с предложениями к членам таможенной комиссии, то вполне вероятно, что комиссия до 1 июля 2010 года сможет внести изменения по таможенным ставкам - где-то снизить, где-то повысить.
В целом создание таможенного контроля подразумевает искоренение контрабанды. “Налоги на автомобили повысились, и хотя документ долго обсуждался и принимался, адаптационного срока не предусмотрено. На создание Таможенного союза надо смотреть шире. Появился общий рынок с 173 миллионами человек, и те же автомобили иностранного производства можно купить на рынке России и Белоруссии. Они намного дешевле, чем те же марки автомобилей, которые мы завезем с учетом новых таможенных ставок”, - прокомментировал Мурат Баймуханбетов.
|
По словам Мурата Баймуханбетова, решение таможенной проблемы пока не найдено |
Правда, начальник алматинской таможни признал, что казахстанцы пока не могут покупать машины совместного производства без растаможки: “С 1 января 2010 года действуют единые ставки на таможенный налог, но растаможка остается до 1 июля. На данный момент, если казахстанец покупает российский автомобиль совместного производства, он будет его растамаживать”.
По словам нашего собеседника, 173 миллиона россиян, белорусов и казахстанцев - громадный общий рынок, который позволит производить и реализовывать продукцию, ориентируясь на внутренние потребности. “Введены категории чувствительных товаров. Автомобили к ним не относятся. На те товары, которые у нас не производятся, пошлины остались на прежнем уровне. Повышение налогов подразумевает то, что надо создавать свои производства. Из страны импортозависимой выходить на другой уровень. Создание ТС, объединение рынков - стимул к созданию своих производств. Товары будут находить спрос на общем рынке - это и есть одна из главных идей ТС”.
Безусловно, мы живем в конкурентное время, и если товар будет качественным, никакое лоббирование не поможет - таковы законы рынка. Однако как-то сомнительно и утопично выглядит эта мысль, учитывая, что за 19 лет независимости у нас так и не появилось ни одного солидного отечественного производства, которым мы бы могли заинтересовать зарубежных партнеров. Конечно, ТС выгоден крупным западным производителям, и речь в первую очередь идет об автопроме, поскольку огромные деньги крутятся именно на вторичном рынке автомобилей и уходят мимо кассы официальных дилеров. С созданием союза казахстанцам станет невыгодно покупать “бэушную” машину, и они будут вынуждены отдавать свои деньги белым дилерам.
Между тем о схеме, когда, пользуясь неясностью ситуации, серые дилеры принялись закупать автомобили из США (подробно об этом мы рассказывали в прошлом номере “НП” в статье “Надо ж дать!”), можно забыть. Вкратце напомним, что серые дилеры активно сотрудничали с американскими посредниками и скупали автомобили в надежде на некий временной коридор, когда можно будет таможить машины по старым тарифам. Не прошло и недели, как они резко остановили закуп. Мы можем предположить, что ситуация резко изменилась не без помощи шумихи, поднятой в прессе. О том, что теперь дилеры начнут придумывать новые схемы и искать обходные пути, возможно, попытаются растамаживать автомобили где-нибудь в соседних государствах, где таможенные пошлины остаются ниже, чем были в Казахстане в прошлом году, наталкивает пример России. Говоря точнее, в Белоруссии льготный режим ввоза иномарок для физических лиц будет действовать до 1 июля 2010 года. Это значит, что шесть месяцев есть у потребителей, чтобы успеть приобрести автомобиль в соотношении цена - качество, которое удобно самому потребителю.
Как известно, в настоящее время в России ставки таможенных пошлин на бывшие в эксплуатации автомобили, ввозимые физическими лицами, значительно выше действующих в Белоруссии. Вследствие этого платежеспособные клиенты из России нашли обходные пути покупок. Наиболее распространенная схема покупки подержанной иномарки состоит в следующем: сделка оформляется на территории Польши, куда машину предварительно пригоняют из Германии и других стран ЕС. Так как покупатель въезжает на территорию Белоруссии уже на своем автомобиле, то пошлины оказываются минимальными. |