|
Юлиана Жихорь
Здравствуй, елка, Новый год! С 1 декабря страна, по обыкновению, начала наряжаться, офисы и магазины, улицы и площади городов стали обзаводиться новогодним антуражем, но настроение у населения явно не предпраздничное. Причина тому - понижение платежеспособности
Несмотря на то, что правительство периодически рапортует о росте численности субъектов малого и среднего бизнеса в Казахстане, на структуре доходов населения подобный частный бизнес практически не отражается. Более 70 процентов казахстанцев получают заработную плату от работодателя, и лишь менее 10 процентов - от собственной предпринимательской деятельности. (В их число входят и так называемые самозанятые.) То есть фактически наибольшая часть населения просто не имеет иных доходов, кроме заработной платы.
Агентство по статистике подсчитало, что номинальный денежный доход населения составлял в сентябре порядка 35 тысяч тенге. При этом на потребление (на душу населения) в среднем используется около 20 тысяч. По статистике, почти половину граждане затрачивают на еду. Оставшиеся средства уходят на оплату услуг и непродовольственные товары. На статью “Прочие расходы” остается “гигантская сумма” в 1,5 тысячи тенге.
По сути, это минимум, который необходим для поддержания человеческого образа жизни.
Правда, по другим подсчетам, такой минимум в стране гораздо ниже - всего 11 927 тенге. Это та сумма, на которую, по подсчетам статистиков, человек в Казахстане может выжить. В ноябре на питание в месяц должно было хватить 7165 тенге, на все остальное - 4771 тенге. И тогда, если верить этим цифрам, народ в нашей стране живет очень даже с избытком. И зарплаты в 35 тысяч хватает не только на житье-бытье, но и должно хватить на отличный новогодний дастархан.
Кстати, о дастархане.
В Астане есть традиция - перед каждым новым годом сотрудники министерств и ведомств скидываются (замечу, скидываются по энной сумме) на проведение корпоративной вечеринки. В среднем стоимость корпоратива составляет порядка 7-15 тысяч с каждого участника.
В прошлом году с новогодними вечеринками случился конфуз - их решили запретить. Тогда говорили, что-де негоже государственным служащим гулять по ресторанам, когда в стране экономический кризис. Тот факт, что вечер проходит, по сути, на личные средства чиновников, никто тогда не упоминал. И только личное вмешательство акима города, говорившего (правда, только в кулуарах), что массовые гулянья нанесут удар по МСБ столицы (у ресторанов, магазинов и салонов красоты предновогодний ажиотаж - самое доходное время года), исправило ситуацию.
Но в нынешнем году может случиться так, что чиновники сами не захотят праздновать преддверие нового года в корпоративном кругу. Дело в том, что большая часть рядовых государственных служащих нынче говорит об отсутствии средств на гулянку. Ведь 10 тысяч - это не предел расходов. К ним надо прибавить новые праздничные наряды, прически и маникюр, то есть еще, как минимум, 10 тысяч. А это уже существенный удар по семейному бюджету.
По сути, понижение платежеспособности населения стало наблюдаться лишь во второй половине текущего года. Как поясняют эксперты, с началом кризиса население ринулось тратить ранее накопленные запасы, пользуясь массовыми распродажами товаров по заниженным ценам. После девальвации национальной валюты казахстанцы, хранившие сбережения в тенге, опасаясь его дальнейшего обесценивая, массово скупали товары народного потребления. В первую очередь, бытовую технику и мебель.
Этому отчасти способствовала и политика правительства, предрекавшего, что экономический кризис в Казахстане вот-вот закончится. А значит, что и период распродаж вот-вот тоже завершится. В результате к новому году казахстанцы подошли с новой техникой, но без денег.
В принципе, подобная ситуация наблюдается не только в Казахстане, но и во многих других странах мира. Правда, там экономить на декабрьских праздниках начали еще в прошлом году. Так, королева Великобритании в прошлом году лимитировала стоимость подарков членам монаршей семьи на Рождество 50 фунтами, придворным - чуть более 25 фунтов.
Астана |