|
Юлиана Жихорь
На традиционном августовском совещании учителей в столице был избран новый рецепт “изготовления” поколения-next: отфильтровывать детей с ограниченными возможностями от здоровых и гениев. Ибо, как было заявлено, дети новой формации должны быть креативными и творческими и способными быстро адаптироваться к запросам и требованиям динамично изменяющегося мира
Перед системой образования Казахстана традиционно стоят две проблемы: школьное и дошкольное. И то и другое увязло в нехватке мест и квалифицированных кадров. “Если в дошкольной сфере за последние два года кадровый потенциал вырос и увеличилась доля специалистов с высшим образованием, - сообщила начальник управления образования Астаны Асима Бимендина, - то в школах все так же остро стоит проблема дефицита учителей начальных классов, математики, физики, информатики, физической культуры. В профессиональных организациях не хватает инженерно-педагогических кадров, преподавателей технических и специальных дисциплин, мастеров производственного обучения”.
Проблема с детсадами - ровесница столицы. В 1998 году количество дошкольных организаций составляло 41. В текущем году их число возросло до 64. Это вместе с частными детсадами. А количество детей, зарегистрированных в очереди на получение места в детский сад, с учетом переуплотненности детских садов составляет более 28 тысяч.
Уже несколько лет в Астане говорят о том, что городу требуется более 100 детсадов. Планировали даже строить их на основе государственно-частного партнерства: мол, бизнес строит, а государство потом несколько лет выкупает. Но желания властей не подтвердились возможностями законодательства. В итоге за 11 лет в городе всего 23 новых садика. А вставать на очередь в детский сад приходится одновременно с получением свидетельства о рождении. И не факт, что к школе очередь до ребенка дойдет.
Отсюда другая проблема - воспитание на дому, отсутствие коммуникативных навыков со сверстниками и невысокий (по большей части) уровень подготовки к школе. А тем временем власти внедряют новый госстандарт, рассчитанный на дошкольную подготовку (которую дошколята и не получили). “Думаю, что опыт и профессионализм специалистов дошкольного образования позволит начать его (госстандарта. -
“НП”) реализацию без каких-либо серьезных проблем. А наши учителя начальных классов примут в будущем подготовленных и успешных воспитанников. В этом заключается идея государственного стандарта. И на получение детьми в дошкольных учреждениях ключевых компетенций, необходимых для успешной адаптации в начальной школе”, - заявила Бимендина.
Что делать с теми, кто о существовании данного госстандарта узнает только при поступлении в школу, тоже решили - их будут дистанцировать от бывших детсадовцев.
|
Узнай у жизни строгой, какой пойдешь дорогой |
Начать решено с детей с ограниченными возможностями. Видимо, чтобы статистику успеваемости не портили, а заодно освободили места за партами. Таких детей решено было просто исключить из числа активных школьников. Теперь 230 человек, ранее посещавших школы, будут учить дистанционно и на дому. “Министерством отмечена положительная динамика по социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями, - отметила в своем докладе Бимендина. - Функционируют консультации, реабилитационные центры, специальная коррекционная школа-интернат. Нами созданы классы и группы в общеобразовательных и школьных учреждениях, где получает развитие инклюзивное образование, однако основной проблемой специального образования остается отсутствие собственных помещений. Все они расположены в зданиях общеобразовательных школ и детских садов”.
Но и эти спецклассы базируются на окраинах города. Теперь же идею интеграции в здоровое общество детей с ограниченными возможностями, о чем так долго и красочно расписывают министерства здравоохранения и образования, в столице решили вообще забыть. Как стало ясно из дальнейших выступлений учителей и акима столицы, места нужны для гениев. А на инвалидах можно и сэкономить.
И эти деньги пустить на взращивание элиты. В Астане уже давно собираются открыть супершколу для гениев. Причем метод естественного отбора одаренных школьников для отечественных учителей кажется неверным. А потому элиту решено взращивать чуть ли не с пеленок. “Говоря об одаренности ребенка, мы говорим о его природных способностях, а не об его возрастных особенностях. Таких детей очень мало, - сообщила новое видение директор школы №45 Татьяна Рассохина. - Им нужно особое внимание и отношение. Особенно со стороны государства. Такие школы в Астане станут крайне нужными. Они являются конкурентоспособными по отношению к другим школам республики. Нашему городу крайне необходима своя школа для развития и поддержки будущей интеллектуальной элиты”.
Решать, кто элита, а кто нет - будут простые учителя на основе обязательного психолого-педагогического собеседования для будущих первоклассников. “Мы, педагоги-практики, считаем, что существует несколько аргументов в защиту этой вводной диагностики, - настаивала директриса. - Во-первых, невозможно сформировать равнозначные классы и продумать личностно-ориентированную программу обучения детей, если мы не провели эту процедуру.
Более того, на практике мы встречаемся со случаями ЗПР, логопедической и социальной запущенности наших детей. Это бывает необратимый процесс. Мы очень просим разработать единые требования к введению такой вводной диагностики, в целом это позволит обратить внимание и родителей, и общественности, и работников школьного образования на нашу общую ответственность за качество интеллектуального развития детей раннего возраста”.
В общем, опять предлагается делить на умных, не очень умных и совсем не умных. О советах известных теоретиков образования, считающих, что учителем должно двигать стремление из каждого ребенка воспитать образованную личность, казахстанские педагоги явно позабыли. Ибо, судя по словам министра образования Жансеита Туймебаева и акима Астаны Имангали Тасмагамбетова, в современном капиталистическом казахстанском обществе особенно нужны гении. “Задача современности - генерация нового поколения, главными чертами которого должны быть креативность, новаторство и творчество. И если мы с вами не привьем ученикам стремления к этим качествам, то в последующем можем жить в обществе, потребляющем чужие инновации и аплодирующем чужим научным открытиям”, - заявил Тасмагамбетов. “Сегодня выигрывает тот, кто быстрее адаптируется к запросам и требованиям динамично изменяющегося мира”, - вторил ему министр. Как всем этим супертребованиям креативности могут соответствовать 6-летние дети, высшие чиновники, судя по всему, еще сами не представляют.
Грандиозные планы по формированию элиты умственной могут натолкнуться на казахстанские реалии создания такой элиты по финансовому признаку. Небольшие зарплаты учителей, страх и преклонение перед чиновничьей спесью, желание родителей “запихнуть” свое чадо в хорошую школу автоматически приведут к росту доходов первых.
Кроме того, подобная фильтрация дошколят, уже изначально поставленных в неравные условия по причине отсутствия образовательных дошкольных учреждений в нужных количествах, вряд ли будет в дальнейшем положительно сказываться на уровне знаний детей и стремлении к ним тянуться.
Вот и получится, что элита в Казахстане будет создаваться “не по уму”, зато остальное учащееся население наконец исполнит желание правительства - массированно станет заполнять ПТУ и профтехучилища. Ведь на большее их просто не учили...
Астана |