|
Юлиана Жихорь
Программа строительства “100 школ, 100 больниц” - вопрос не только социальный, но и политический. К такому выводу наконец пришли в правительстве, изучая не блестящие результаты реализации предвыборной программы правящей партии
“Несмотря на очевидные успехи - 112 школ сдано на сегодняшний день, есть большие недостатки в реализации этого проекта, - прокомментировал ситуацию с громкой программой глава Кабмина Карим Масимов. - Некоторые хотят поживиться за счет государственных средств на этих объектах”.
Кто эти некоторые и что с ними делать - вопрос, скорее, из разряда риторических. Поскольку и без выводов спецкомиссии понятно, что “крайними” все равно будут выставлены самые последние в списке “некоторых”. Верхушка же, раздавая поручения, критику и ЦУ, как обычно отделается легким испугом, несмотря на провозглашенную ею же “персональную ответственность”.
Главная проблема программы - перманентный рост стоимости ее реализации.
По словам вице-премьера Ербола Орынбаева, который возглавлял рабочую группу правительства по проверке реализации программы, из пресловутых 112 школ, которыми так гордится премьер, не все входят в партийную программу. В 2007-2009 годах было запланировано строительство 223 школ, из которых 106 вошли в предвыборную программу партии. (Сдано в эксплуатацию 112 школ, из которых лишь 46 - по программе “100 школ, 100 больниц”. До конца года строители обещают сдать еще 63 школы, в том числе и 44 по программе.)
Удорожание объектов, по слова Орынбаева, главная проблема строительства. Таких сегодня 39 школ и 38 больниц, большинство из которых требует приведения в согласие с проектно-сметной документацией: “А это говорит о том, что когда деньги планировались, закладывались в бюджет, то соответствующие документы в полном объеме не разрабатывались”.
|
Из 112 школ по партийной программе построено лишь 46 |
Премьер, похоже, этому даже не удивился. И лишь невозмутимо сообщил, что “иногда такое в практике бывает, что начинают строительство объекта, не имея полного комплекта документов”. И тут же нашел виноватого - министра экономики, которому поручил исключить практику финансирования инвестиционных проектов без полного комплекта документов. И даже не принимать их на рассмотрение: “Если принимаете - уже ваша ответственность”.
Кроме того, в связи с удорожанием из-за долгостроя Масимов поручил госорганам при формировании бюджетных заявок не растягивать их финансирование на несколько лет. Впрочем, правительство и само в немалой степени повинно в долгострое, перенося сроки строительства объектов на другие годы. Например, в связи с кризисом уже два года подряд государство откладывает (переносит на постризисный) срок начала строительства ряда объектов. Мол, денег сейчас нету. Вот и получается, что ПСД проекта, написанная под 2008 год, переносится на 2011-й, а в 2009 году выясняется, что суммы, необходимые для строительства, существенно поменялись - нужна актуализация ПСД. А это очередные расходы.
А сейчас правительству приходится исправлять собственные ошибки. И оплачивать из бюджетных средств многие заявки на удорожание объектов. Но не все. Особенно это видно на примере Южного Казахстана, где строится больше всего школ и где больше всего проблем с деньгами, - область просила на достройку 13 школ 4103 миллиона тенге. Рассмотрев на месте ситуацию, комиссия во главе с Орынбаевым подумала и дала всего 962 миллиона.
Еще одни виновные в саботаже программы - акимы, которые уж больно любят часто менять Генплан. Сначала выделяют участок, выигравший конкурс застройщик подгоняет под участок ПСД, к участку проводятся коммуникации, а затем аким решает заменить участок. Соответственно, при изменении участка приходится большую сумму вкладывать на подвод новых сетей к новому участку. “Это может иногда достигать половины суммы удорожания”, - подсчитал Орынбаев.
В ответ на это Масимов решил “наказать” акимов по-своему и перекрыл им доступ к средствам республиканского бюджета. Для начала он заявил, что удорожание - отныне прерогатива исключительно региональных бюджетов: “А то бывает, в том числе и среди акимов, что к этим деньгам (из республиканского бюджета. - Прим. “НП”) как к каким-то дармовым относятся. А с РБ деньги идут, пусть оно удорожается, меня это не касается”. А заодно решено отказаться от содержания центром объектов регионального значения: “Если акимат планирует какую-то школу, он должен быть уверен, что он за счет своих ресурсов может ее профинансировать. То есть на плечи местных акиматов перекладываются расходы на проведение работ по наружным сетям, энергообеспечению и благоустройству, по функционированию вновь вводимых объектов.
В общем, селекторное совещание в правительстве оказалось на редкость продуктивным - сплошные запреты и корректировки. Правда, несколько запоздалые. Ведь отполировать процесс расходования бюджетных средств на выполнение предвыборной программы партии и президента следовало еще до начала ее реализации. А не сейчас, когда миллиарды народных денег были, в буквальном смысле слова, съедены временем...
Астана |