|
Юлиана Жихорь
В рамках программы “Дорожная карта” наконец стали решаться многие вопросы ЖКХ, годами лежавшие “в запасниках”. Например, обеспечения питьевой водой. Так, в селе Чернорецк Павлодарской области более 15 лет жители пили привозную воду из Иртыша. Теперь на деревенских улицах установлены колонки. Жители просто не нарадуются. А старожилы уже слагают частушки во славу “Дорожной карты”: “Эх, Дорожная ты карта, Ты же в кризис к нам пришла. В селе работа закипела, Как в послевоенные года”
На протяжении многих лет занятое диверсификацией экономики правительство фактически отодвигало на лучшие времена коммунальную сферу. Потребовался кризис, чтобы наконец на ЖКХ обратили внимание. Акиматы, как собственники объектов коммунального сектора, должны сами финансировать создание и реконструкцию объектов водоснабжения, очистных, дренажных систем, канализационных, тепловых и электрических сетей. Однако регионы на протяжении многих лет предпочитали тратить деньги на ликвидацию аварий, а не на их предотвращение, выпрашивая у республиканского бюджета целевые трансферты на развитие. В результате ежегодно государство скрыто субсидировало отрасль в объеме 70-150 миллиардов тенге.
Но и это, как показал даже беглый анализ казахстанской коммуналки, - капля в море: порядка половины всех сетей требует замены, вторая половина - реконструкции.
После поручения президента - направить миллиарды на восстановление отрасли - средства из бюджетов, как республиканского, так и местных, были экстренно изысканы. Весь второй квартал правительство проводило селекторную “ревизию”: куда и сколько уже было направлено, что собираются реконструировать.
Вторая половина года началась с личной проверки. Курирующий “Дорожную карту” вице-премьер Ербол Орынбаев с группой членов правительства проехался по ряду областей с инспекцией.
В Павлодарском Прииртышье Орынбаеву доложили, что строительство и ремонт большинства объектов планируется закончить досрочно. Побывав на местных металлургических гигантах, вице-премьер смог убедиться в этом сам. Например, на электролизном заводе не останавливали строительство второй очереди. “Новые и очень перспективные производства. Следующие переделы, диверсификация в жизни”, - обрадовался вице-премьер.
В Южном Казахстане Орынбаев инспектировал реализацию сразу двух программ - “Дорожную карту” и строительство “100 школ, 100 больниц”. Заметив, что в целом строительство всех объектов идет хорошо, вице-премьер тем не менее обратил внимание на удорожание, заметив, правда, что эти вопросы будут решены в рабочем порядке.
В Актобе уже завершены ремонтные работы в большинстве объектов образования. “Дорожная карта” позволила обновить школы и детские сады, в том числе и специализированный детсад для детей со слабым зрением: в нем решили многолетнюю проблему - заменили систему отопления. Теперь родителям не придется приносить из дома обогреватели.
В Шахтинске также ремонтируют учреждения образования, многие из которых не видели капитального ремонта по 30-40 лет. Например, средняя школа №1, построенная в 1962 году. В “Дорожную карту” Шахтинского региона включены и объекты культуры. Один из них - Музей памяти жертв политических репрессий, что разместится в здании бывшего управления Карлага в поселке Долинка. Оно было построено в 1933 году, и ремонт здесь не проводился уже полвека.
“С энтузиазмом люди все реализуют”, - сделал вывод замглавы правительства.
В районах и городах активно взялись за реконструкцию дорог. Только в Шымкенте строится четыре новые дороги общей протяженностью 8 километров. Впервые за много лет ведется реконструкция и благоустройство дендропарка. Приводятся в порядок дворы городских многоэтажек.
В Петропавловске наконец будут отремонтированы тысячи квадратных метров автодорог. Затратят на эти цели 250 миллионов тенге. Усть-Каменогорск из промышленного центра грозит превратиться в один из самых зеленых городов страны: только за лето было высажено более 30 тысяч однолетних цветов и 5,5 тысячи многолетних растений. Кроме того, в городе впервые за 10 лет обновлены фасады сорока зданий (причем на это средства изыскали не у бюджета, а у меценатов).
Все работы сопровождаются активным трудоустройством граждан, часть из которых проходит курсы переквалификации на другие профессии. “В целом тенденция такая, что у нас безработица идет на спад”, - резюмирует Ербол Орынбаев первые итоги своего вояжа по Казахстану. А в Министерстве труда вообще склонны рассматривать “Дорожную карту” как практическое пособие и руководство к действию в будущем. “Мы на долгосрочную перспективу должны знать, какие профессии необходимы, - на 10-15 лет вперед должны знать и видеть трудовые силы”, - заявила глава этого ведомства Гульшара Абдыкаликова.
Программа “Дорожная карта” рассчитана до конца этого года. Но не исключено, что в случае затягивания экономического кризиса финансирование работ по данной программе может быть продолжено и в 2010 году. В любом случае, с прекращением реализации данной программы государство столкнется с проблемой замещения нынешних рабочих мест новыми.
Астана |