Константин Маскаев
Чисто медицинская проблема, проявив себя на юге Казахстана, чудовищным образом переходит в разряд масштабной социальной опасности, неизменно вызывает резонанс в обществе и попадает в поле зрения органов правового надзора. Последний пример - вспышка конго-крымской лихорадки, зафиксированная, скорее, прокуратурой Туркестана, а не соответствующими департаментами здравоохранения, вплоть до областного
Со времени заражения в ЮКО детей вирусом иммунодефицита человека это, пожалуй, первый скандал такого масштаба. Но он лишь венчает (пока?) список на сегодняшний день. Нежелание выносить на публику проблемы, связанные со здоровьем населения, можно даже отнести к местным особенностям и обнаружить тенденцию, характерную, впрочем, не только для ЮКО.
Считается, что первое проявление заболевания было зафиксировано в конце июня. Больной экзотической лихорадкой стала роженица, поступившая в родильный дом. В стационаре женщине были сделаны несколько операций в связи с постродовыми осложнениями (все эти мероприятия не были связаны с лихорадкой). На десятые сутки после родов женщина и ребенок скончались. Никто, видимо, и предположить не мог, что это пока лишь первое звено в цепи чего-то чрезвычайного: в течение последующей недели погибли еще три человека. Ими оказались двое хирургов, оперировавших ту самую больную, и врач-неонтолог родильного дома, которая наблюдала за новорожденным ребенком и роженицей!
События развивались следующим образом. 10 июля в инфекционное отделение поступил врач акушер-гинеколог, неоднократно осматривавший роженицу. Ему был поставлен диагноз ОРВИ средней тяжести. На следующий день в больницу поступает санитарка родильного отделения Туркестанского роддома, которой также ставят предварительный диагноз ОРВИ средней тяжести. Она ухаживала за роженицей в родильном доме.
Этот “волшебный” диагноз - ОРВИ - кстати, является самым излюбленным и универсальным у отечественных эскулапов. От предварительного ОРВИ начинает плясать и вся схема лечения. Успех же лечения превращается в некую лотерею: попал терапевт в “ОРВИ” или нет.
Но это - так, лирическое отступление. Суровая же правда момента заключается в выводах прокуратуры, которая посчитала, что медперсонал больницы города Туркестана явно опоздал с постановкой правильного диагноза погибшим больным. В прокуратуре также считают, что управление здравоохранения Южно-Казахстанской области даже после смерти коллег-врачей не приняло мер по установлению причин заболевания и его локализации - с целью скрыть факт массового заболевания.
Потребовалось вмешательство правоохранителей, чтобы в ЮКО зашевелились и хотя бы отправили в Туркестан бригаду специалистов областного управления санитарно-эпидемиологического надзора и управления здравоохранения области.
Геморрагическая лихорадка Конго-Крым (конго-крымская лихорадка, среднеазиатская лихорадка) - вирусная природно-очаговая болезнь человека, передается клещами. Характеризуется острым началом, двухволновым подъемом температуры, выраженной интоксикацией и геморрагическим синдромом. Впервые была обнаружена советскими врачами в 1944 году в Крыму. Позже сходное заболевание было описано в Конго, Нигерии, Сенегале, Кении.
Вирус поражает эндотелий сосудов, а также кору надпочечников и гипоталамус, что в итоге приводит к повышению проницаемости сосудистой стенки, нарушению процессов свертывания крови.
К летальному исходу могут приводить различные осложнения со стороны легких, почек. |