|
Юлиана Жихорь
Первые итоги исполнения бюджета 2009 года наиболее ярко отражают все кризисные явления отечественной экономики. Правда, правительство этого упорно не признает, прикрывая все дыры миллиардами из Национального фонда
Согласно информации, представленной министром финансов Болатом Жамишевым, поступление доходов в бюджет на начало июня составило лишь 93 процента к плану, правда, с ростом к аналогичному периоду прошлого года на 11 процентов.
“Рост доходов обеспечен за счет привлечения целевого трансферта из Национального фонда”, - заявил Жамишев. Добавив, что без оного бюджет недосчитался бы почти 15 процентов.
Как пояснили в Минфине, такая недостача объясняется просто - снизилось налоговое бремя: снижение корпоративного подоходного налога, отмена авансовых платежей по КПН для компаний с небольшими оборотами, вынесение срока уплаты налогов за горизонт 2009 года - уплата за 4-й квартал текущего года по КПН, НДС, НДПИ переходит на 1-й квартал 2010 года...
Не исполнен и план по таможенным платежам - почти на 10 процентов. Дело в том, что показатели импорта и экспорта значительно снизились. Импорт - более чем на 16 процентов, экспорт и того больше - наполовину.
При этом Национальный фонд продолжает пополняться. Причем, несмотря на поручение президента направлять все деньги от нефти не в Нацфонд, а напрямую в бюджет, исключительно за счет предприятий от нефтяного сектора - за пять месяцев ими туда перечислено 624 миллиарда тенге. В итоге активы НФ на 1 июня составили 3525 миллиардов тенге.
Расходная часть бюджета также пострадала. Исполнение расходов республиканского бюджета за пять месяцев составило 1 триллион 171 миллиард тенге, или 90,7 процента к плану. (При этом темп роста расходов вырос по сравнению с прошлым годом почти на 3 процента.) Основными задолжниками оказались регионы: центр перечислил на места всю сумму целевых трансфертов, а местные исполнительные органы освоили лишь ее половину.
Кстати, мажилисмены, первыми в Казахстане услышавшие печальные экономические показатели, высказали недоумение странностями бюджетного планирования страны. Точнее, политикой субвенций и трансфертов в регионы. Так, Зейнулла Алшимбаев, сообщив, что сегодня размер трансфертов из республиканского бюджета в структуре местных доходов составляет уже 56 процентов (ежегодно возрастая), искренне встревожился: “Количество субвенциальных областей у нас в последние годы растет. Но каким образом такие мощные области, как Павлодарская, Карагандинская, Костанайская, Восточно-Казахстанская, у нас субвенциальные?!”
Причем часть средств, отправляемых в регионы, остается, как правило, неиспользованной. Об этом красноречиво свидетельствуют традиционные отчеты самого Минфина. Но его, похоже, это не пугает. Ибо, как было заявлено Болатом Жамишевым, из 56 злополучных процентов большая часть - “это расходы бюджета, администрируемые местными исполнительными органами”. “Но ведь республиканский бюджет реализуется не только в Астане, а по всей территории страны. И здесь речь идет о распределении ответственности по управлению этими деньгами, - сообщил министр. - Никто пока не оспаривал правильность темы, когда республиканский целевой трансферт передается акиму, чтобы он отвечал за результат”.
Что же касается увеличения объемов трансфертов общего характера, которые, по сути, и превращают потенциально донорские области в бюджетные “присоски”, то, судя по дипломатическому увиливанию Жамишева, здесь вопрос больше политический, нежели экономический. А потому вряд ли на него будет получен ответ.
Астана |