|
Юлиана Жихорь
Накануне съезда правящей партии в Астане провели артподготовку политэлиты - заседание правительства с участием акимов всех уровней. Местные руководители в очередной раз услышали планы правительства, получили свою порцию легкой критики и познакомились с первыми итогами развития страны в кризисный период
Огромный зал заседаний в здании правительства оказался забит до отказа: проникнуться важностью тонкостей государственной политики съехались акимы областей, городов Алматы и Астаны, городов областного значения, районов и сельских округов. И, разумеется, Кабмин в полном составе вкупе с вице-министрами.
Тон совещанию задал премьер Карим Масимов, в очередной раз сообщивший, что экономическая ситуация в стране не ахти: ВВП падает, а безработица растет. Но, как и положено, заявил, что панацеей от кризисной болезни является очередной прожект правительства - “Дорожная карта”, которая “содержит в себе мощную социальную составляющую, заключающуюся в реализации мер по обеспечению занятости и поддержанию доходов населения”: “Этой задаче нет альтернативы”.
“Дорожная карта”, по сути, - этакий механизм перераспределения трудовых ресурсов по уже посткризисной схеме. То бишь сейчас Кабмин говорит исключительно о занятости, а впоследствии будет использовать эти же резервы на вновь создаваемых предприятиях, не испытывая в кризис дефицита в подготовленных квалифицированных кадрах.
В общем, завуалированный добрыми текущими намерениями план по недорогой подготовке синих воротничков для будущего роста. Кстати, этого не отрицает и сам премьер, заявляющий, что “Дорожная карта” в кризисный период позволит “сохранить трудовой потенциал человеческого капитала, необходимый для посткризисного развития в условиях дальнейшей диверсификации экономики”.
|
Непробиваемо надежный тыл |
Правда, как и что диверсифицировать, правительство, как выяснилось, еще не определило. Ибо после ревизии оказалось, что многие анонсированные в период бурного роста проекты оказались ничем иным, как воздушными замками, нарисованными впавшими в эйфорию властями.
Пару недель назад Масимов дал поручение Министерству экономики и бюджетного планирования разработать карту рационального размещения производственных мощностей на основе рационализации инвестиционных планов в рамках политики территориального развития. То есть, по сути, разобраться: а надо ли строить все то, что “нарисовали”, и если надо, то хватит ли на это ресурсов (трудовых, сырьевых, инфраструктурных, экспортного потенциала и т.д.).
“Мы понимаем наши возможности по энергетике и наши планы на ближайшие годы... Этот баланс мы строим. Всем акимам нужно внимательно этот баланс посмотреть, потому что у многих приходит желание построить ТЭЦ то здесь, то там, чтобы решить какой-то локальный вопрос. Такой подход поддерживаться не будет, если в целом это не решает вопроса по энергосистеме всей страны. То есть избыточные мощности не нужны”, - сообщил премьер-министр.
Но бывает и так, что нужный стране объект пользуется у местных акимов такой “популярностью”, что его размещают буквально в голой степи, не задумываясь о подведении к нему дорог, электроэнергии и других благ цивилизации, обязательных для производства: “Минэкономики и Мининдустрии была проведена ревизия строительства (индустриальных) объектов. Иногда получается, что объект намеченный, а у него нет ни газа, ни света, или он требует удешевленной электроэнергии. Этого тоже не будет”. А потому акимам настоятельно посоветовали экстренно обеспечить ресурсную сбалансированность инвестиционной деятельности. “Мы направим регионам проекты прогнозных балансов по основным видам ресурсов и перспективные планы развития стратегической инфраструктуры для взаимоувязки проектных решений по региону”, - заявил Масимов.
Что же это получается? До сих пор регионы не знали, что будет делать столица, работая как глухой телефон: Астана требовала развития, не давая ничего взамен.
Зато теперь Масимов пообещал - будем работать на равных. Правительство намерено сформировать пакет мер государственной поддержки инвестиционных проектов с разделением его на республиканский и местный уровни.
И в качестве компенсации планирует отдать на местный уровень мониторинг инвестпроектов с оценкой эффективности, повысив ответственность ее участников за конечный результат.
Но идея сначала распланировать, а уж потом тратить госсредства (как и положено в разумной экономике), затронет лишь планы. Уже возводящиеся объекты (вне зависимости от их востребованности и обеспеченности необходимой инфраструктурой) будут завершены. По словам главы Мининдустрии Владимира Школьника, в Казахстане на сегодня 78 региональных проектов с созданием 9 тысяч рабочих мест.
Астана |