|
Тамара Копылова
Повышение тарифов на электричество в два с половиной раза и газ по европейским ценам - такой прогноз на ближайшие 10 лет сделал министр энергетики и минеральных ресурсов Сауат Мынбаев. Оптимизм премьера, мечтающего о посткризисном прорыве, министр “поддержал” пессимистичным прогнозом
Вопросы энергетики и минеральных ресурсов стали одними из ключевых тем в повестке заседания Кабмина. По данным Сауата Мынбаева, страну ожидает острый дефицит газа и электричества. Неизбежно и их подорожание.
Глава ведомства напомнил, что от острого дефицита электрических мощностей в прошлом году страну фактически спас мировой экономический кризис. “Объемы потребления и, соответственно, производства, заметно уменьшились. Полагаем, так будет не всегда. Как вы помните, полтора года назад электроэнергия была, по сути, одним из главных лимитирующих факторов роста экономики”, - напомнил Мынбаев.
По его прогнозу, ситуация повторится. Это зависит от того, насколько активно будут развиваться посткризисные карты будущего. Ведь новые проекты потребуют новых ресурсов.
Министр пообещал дополнительные мощности, отметив, что прирост будут давать не только новые энергостанции, но и старые. А это не так просто, учитывая 90-процентный износ некоторых из них. Создавать новые и восстанавливать существующие электростанции планируется за счет включения инвестиционной составляющей в цену электричества на выходе со станций. Для этого и были ранее законодательно закреплены так называемые “предельные тарифы”. (Сейчас практически со всеми энергопроизводящими предприятиями подписаны соглашения, в которых станции приняли инвестиционные обязательства на 2009 год (порядка 60 миллиардов тенге), а в мае закончится разработка инвестпрограмм по каждой станции до 2015 года.)
|
В Казахстане может возникнуть дефицит электричества |
Глава ведомства несколько раз подчеркивал, что без введения предельных тарифов инвестиционные проекты в электроэнергетике были бы неокупаемы, ни одна станция не взяла бы на себя инвестобязательств, а теперь “электроэнергия есть и будет, потребность в ней будет удовлетворена”.
“Что будет с ценой?” - такой вопрос задал сам себе глава Минэнерго. Однако ответил на него осторожно, не произнося конкретных цифр вслух. Мол, цены-то для генерирующих станций определены, а вот с транспортировкой проблемы: “Экономика РЭКов значительно ухудшилась по сравнению с прошлыми годами”. Причина - отмена платы за присоединение дополнительных мощностей и введение предельных тарифов. “РЭКи покупают эту электроэнергию на свои потери, однако эти цифры не введены в их сметы”, - заявил министр.
По его словам, существующие тарифы РЭКов обеспечивают только текущее содержание, а вот на капитальный ремонт сетей денег катастрофически не хватает: “Никому не хотелось бы ухудшать ситуацию значительным повышением цены на электроэнергию. Однако полагаю, что это случится неизбежно и, может быть, в авральном режиме”.
Задачу ознакомить население с будущими тарифами решил вице-премьер Умирзак Шукеев: “В настоящее время тариф на электроэнергию на станциях составляет 3,6 тенге за киловатт. В 2015 году он будет поднят до 8,8 тенге за киловатт. Это не пустые разговоры, это утвержденный тариф”, - заявил он.
Если к этому прибавить рост тарифов РЭКов, то потребители будут получать электроэнергию по тарифу, который, как минимум, будет равен 13,4 тенге за киловатт.
Обсуждение электрических тем плавно перешло в обсуждение газовой проблемы. “Здесь тоже надо ответить на вопросы. Каковы запасы газа? Какова перспектива газообеспечения, в том числе по регионам? Какова будущая цена на газ?” - обрисовал вопросы Сауат Мынбаев. Конкретных цифр министр опять же не назвал, пояснив коллегам, что “цифры на слайдах не для того, чтобы в них вчитываться”.
По данным Минэнерго, 80 процентов используемого сырого газа в соответствии с технологией закачивается обратно в пласт. Причем такая технология будет использоваться и в дальнейшем. В результате прогнозы по газообеспечению страны неутешительные. Как констатирует главный энергетик, Казахстану грозит острый дефицит газа.
Если в срочном порядке не проинвестировать третий этап проекта в Карачаганаке, то нехватка газа на внутреннем рынке, по прогнозам Сауата Мынбаева, станет ощутима уже в 2015 году. А при вовремя и полностью “включенном” карачаганакском проекте дефицит газа проявится в 2020 году.
Дефицит газа, соответственно, приведет и к его подорожанию. На что Сауат Мынбаев предложил свою ценовую политику: “Поэтапно до 2015 года поднять цены на газ на внутреннем рынке, например, на уровень “европейская цена минус транспортные расходы, минус порядка 25 процентов. Но с 2020 года перейти на цены на внутреннем рынке, равные “европейская цена минус транспортные расходы”. В России попытаются сделать это с 2011 года.
Также министр отметил, что все крупные проекты теперь должны учитывать страновой баланс по газу во избежание искусственного дефицита. А с 2015 года предполагается “предусматривать в контрактах обязательства по продаже этого газа на внутренний рынок по вышеназванным ценам”. В случае наличия излишков - можно и на экспорт. Параллельно с этим жизненно необходимы новые технологии разработки нефтегазовых месторождений, чтобы сократить объемы газа для обратной закачки.
Астана |