|
Казахстанская кругосветка под парусами Terra Vita, возможно, будет продолжена. Но не теперь. Пока же судно “Чокан Валиханов” неопределенное время будет стоять в Гваделупе под присмотром нанятого дежурного капитана. Об этом с грустью и надеждой говорит президент Центрально-Азиатского географического общества (ЦАГО) Григорий Евсеев. Основным препятствием для продолжения экспедиции, по его словам, стал мировой финансовый кризис
- Но мы и сегодня в этих сложных условиях пытаемся изменить ситуацию, ищем пути для реализации наших изначальных планов, обращаемся и в министерства, и в общественные организации. Но пока наши потенциальные помощники, партнеры сами переживают не лучшие времена. Хотя интерес к проекту сохраняется очень высокий. Я считаю, что своей перспективы этот проект не потерял.
Я не первый говорю о том, что временные остановки подобных экспедиций не несут ничего фатального. Из практики других кругосветных прохождений мы знаем, что они иногда останавливаются на год, на два, на пятилетие. Потом продолжаются. На всю экспедицию у некоторых российских кругосветных проектов уходит по шесть-восемь лет. И ничего страшного в этом нет!
- Конечно, нет, кто бы спорил. Но до старта экспедиции слишком много раз был озвучен срок: вокруг света за 365 дней. Что - переоценили свои силы? Или так необходимо было сделать громкое заявление?
- Ну, в этом тоже нет никакой трагедии. Просто наши надежды были слишком радужными. То, что мы себе вначале нарисовали, скорректировала практика. Конечно, грустно, что так все случилось. Если б не было кризиса, все было бы намного лучше, у нас были спонсоры, которые были согласны финансировать дальнейшее прохождение яхты... Но теперь, насколько мы понимаем, они сами вынуждены держать на плаву свои компании. Поэтому мы сейчас стараемся не навязываться.
Мы перешли на режим содержания яхты на месте стоянки. Стараемся регулярно отправлять деньги за охрану и обслуживание... Недавно получили сообщение, что потек бак пресной воды, пришлось высылать дополнительные средства на ремонт. Возникает много и других текущих вопросов по содержанию яхты, которые нужно решать. Что мы и стараемся делать.
|
В ожидании чуда |
Поскольку остановился проект, остановилась деятельность и самого географического общества. Сейчас я практически в одиночку и веду дела ЦАГО, и продолжаю работать над продолжением проекта. Остальные сотрудники ЦАГО, и мне это понятно, вынуждены были уйти и заниматься чем-то другим. У всех есть семьи, которые нужно кормить. Надеюсь, что со временем ситуация выровняется и все вернутся в проект. Пока справляюсь один. Справляюсь еще и потому, что не так много глобальных дел сейчас происходит в ЦАГО.
С другой стороны, подчеркну, что нашу деятельность заметили многие. Я читал лекции в США, был на встрече ректоров университетов в Вашингтоне - у всех огромный интерес к нашей практике, к тому, как мы осуществляли проект. И в мае сюда приезжают представители Американского географического общества - они, правда, приезжают по несколько другим делам, но они проявили интерес к нашему обществу, наладили с нами хорошие отношения.
Я считаю, что у них к нам интерес как к серьезному географическому обществу, которое способно что-то делать. Ведь мало какие географические общества вообще могут решиться на такой проект. Мы решились. И если бы не кризис...
- А какие организации финансировали проект?
- Спонсором экспедиции выступил АТФ Банк, которому мы очень благодарны. Компания “Альянс-полис” страховала экипаж, яхту и оборудование, за что мы тоже говорим спасибо. И когда экспедиция буквально в течение суток утратила две дорогущие видеокамеры, эта компания восстановила их безоговорочно и быстро. Некоторую часть мелких расходов покрывало издательство World Discovery.
- Если я Вас правильно понял, основное серьезное финансирование осуществлялось одним спонсором?
- Практически да. Но реальные затраты оказались даже выше, чем поступление спонсорских денег. Поэтому вкладывались и некоторые суммы личных денег, и деньги просто частных лиц - все лишь для того, чтобы эта экспедиция состоялась.
- Какую часть средств экспедиция израсходовала к настоящему времени?
- Получено от спонсоров около миллиона долларов, истрачен 1 миллион 200 тысяч долларов.
- Изначально Вы оценивали проект в 6,5 миллиона долларов. Стоимость судна входила в эту сумму?
- Во время реализации проекта нам пришлось очень ужаться. Изначально яхту планировалось сделать более оснащенной. Но даже на том этапе пришлось идти на сокращение расходов.
- Означает ли, что Вы отказались от чего-то важного, что впоследствии сказалось на способности яхты к преодолению водной стихии?
- Мы отказались от менее важных вещей, например, от определенного уровня комфорта. Что же касается вопросов безопасности, то капитан Александр Лавринов оснастил яхту так хорошо, что средств спасения, поддержания жизнедеятельности судна и экипажа и прочих, наверное, раза в два больше, чем требуется.
- Приходилось слышать мнение, что Вы несколько поспешили с отправлением яхты в кругосветку. Что прежде следовало поводить судно по Каспию, Средиземному морю, чтобы и экипаж получил больше практики, и, говоря дилетантским языком, можно было “обкатать” яхту.
- Я думаю, что это мнение отчасти верно. И предполагаю, что его высказывали профессионалы. Но мы со своей стороны старались учитывать те сроки, о которых говорили в Астане, когда речь шла о пиаре страны. Ведь проект был заявлен не только как прохождение водным путем вокруг Земли, но и как рекламная акция Казахстана. Планировалось проведение встреч в портах, съемка цикла телепередач...
Конечно, если бы мы сразу планировали экспедицию вместе с опытными мореходами, то и какие-то сроки были бы пересмотрены. Мы и так довольно “подвинулись”, когда завязались с профессиональными яхтсменами. Но они появились в проекте уже тогда, когда мы громко заявили об экспедиции - они сами на нас вышли. И мы многое учли, опираясь на советы и рекомендации профессионалов. Если бы мы действовали без них, это было бы вообще ужасно!
- А Вы полагали, что сумеете обогнуть земной шар, поместив на судно команду из “офисного планктона”?
- Мы с самого начала искали опытных моряков, чтобы один из них стал во главе команды и повел судно. Но найти не смогли. Многие просто отмахивались от нас. Слава богу, что есть такие люди, как Саша Лавринов, Андрей Чулаков, которые, когда появились, сказали нам: “Да, пацаны, вы многого не знаете, но давайте мы вам подскажем, покажем и научим, и тогда все будет на совсем другом уровне”. И мы им очень благодарны.
У нас получился правильный альянс разных профи. Они способны подготовить команду, снарядить судно и повести его. Мы умеем решать административные и другие “береговые” вопросы. Теперь наш опыт даже ставится в пример на яхтенных сайтах! Поэтому я говорю, что есть и определенные успехи, но есть и масса недочетов, которые пришлось исправлять уже по ходу следования яхты.
- Как предполагаете действовать теперь?
- Мы понимаем позицию спонсоров, мы понимаем позицию государства, мы понимаем, насколько трудно сейчас изыскать какие бы то ни было средства - текущие бюджеты перекраиваются, откуда взять денег еще и на сторонний проект? Поэтому мы стараемся спокойно пережить это сложное время, приняли решение приостановить экспедицию, о чем официально заявили. Ждем лучших времен. Если завтра найдется спонсор, который профинансирует очередной этап, мы готовы продолжить в любой момент, о чем сразу же поставим в известность капитана Александра Лавринова и команду. Пока же я ему не могу звонить и в очередной раз говорить: “Подожди опять...”
Я думаю, что капитан и так тяжелее всех переживает эту ситуацию. Во-первых, “Чокан Валиханов” во многом его детище. А во-вторых, он находится на далеком Каспии - в Актау, а все переговоры по экспедиции проходят в Алматы и Астане.
Ситуация с экспедицией оказалась так многогранна и с таким количеством нюансов, что если бы мы разговаривали о них сутки - и то не обговорили бы всех вопросов.
Беседовал Константин Маскаев |