Ботагоз Омар
Действующее законодательство в области продвижения экспорта не поддерживает отечественных производителей. Более того, для раскрутки казахстанских брендов нужны серьезные бюджетные вливания. В этом убеждены представители корпорации по развитию и продвижению экспорта Kaznex, входящей в состав госхолдинга “Самрук-Казына”
По словам председателя Комитета торговли Мининдустрии и торговли Айдара Казыбаева, по официальной статистике, доля казахстанского несырьевого экспорта составляет 13, а по классификатору ООН - 28 процентов. К 2020 году министерство намерено увеличить этот объем до 40 процентов.
Пока Казахстану удается двигаться в этом вопросе благодаря росту цен на сырьевые ресурсы. Пик цен, который был достигнут в июне-июле 2008 года, позволил увеличить положительное сальдо торгового баланса до 33 миллиардов долларов. Еще одно достижение прошлого года - наша страна вошла в число 35 стран мира, в которых товарооборот составляет свыше 100 миллиардов долларов. “Теперь наша задача - качественно улучшить эти показатели, - сообщил на пресс-конференции Айдар Казыбаев. - В 2009-2010 годах мы будем акцентировать большое внимание на несырьевой сектор экономики”.
Представители специально созданной для этих целей корпорации по развитию и продвижению экспорта Kaznex считают, что стране нужно в первую очередь пересмотреть действующее законодательство. “Наше действующее законодательство носит регулирующий характер, и в нем не содержится положений в части создания условий для экспортеров, - считает председатель правления корпорации Ерлан Аринов. - Закон “О регулировании торговой деятельности” был принят еще в начале 90-х годов, и с тех пор он особо не претерпевал изменений”.
В связи с этим корпорация инициировала изменения в законодательство, в котором предлагается закрепить инструменты экономического стимулирования экспортеров. По предварительным подсчетам, на это потребуется ежегодно около 300 миллионов тенге, и соответствующая заявка уже подана на рассмотрение республиканской бюджетной комиссии.
Причем отечественные специалисты утверждают, что это лишь самый скромный запрос, указывая, что в Австралии, например, на подобную программу выделяют около 250 миллионов долларов, в Великобритании - около миллиарда. Не говоря уже о США и Японии, где государственные ассигнования за продвижение своей продукции за пределами страны получают даже крупнейшие корпорации, перешедшие в разряд транснациональных.
Предполагается, что эти средства будут направлены на покрытие затрат казахстанских экспортеров по семи направлениям их деятельности за рубежом. Среди них - расходы, связанные с исследованием рынка, на раскрутку товара, включающие дегустационные акции и шоу-представления, на обучение специалистов и выпуск каталогов продукции, на разработку веб-сайтов на английском языке, а также на открытие зарубежных представительств и разработку новых товаров. Что касается последнего, то, по мировой статистике, 90 процентов пищевой продукции постоянно обновляется, что делается для завоевания нового круга покупателей.
По подсчетам представителей корпорации, 300 миллионов тенге хватит предположительно на реализацию 5-6 казахстанскими компаниями 1-2 перечисленных выше инструментов. Они утверждают, что для предупреждения коррупционных схем отбор компаний будет производиться с привлечением представителей соответствующих министерств и ведомств, бизнеса, общественности. Причем здесь основное внимание будет обращено на опыт работы данных компаний, финансовую стабильность, репутацию и проведение исследований для определения потенциальных экспортных ниш.
Круг потенциальных компаний, которым будет оказана господдержка, уже определен. Как сообщила заместитель председателя правления корпорации Kaznex Сауле Ахметова, в прошлом году была проведена независимая оценка по выявлению отечественных производителей, готовых предложить миру свой товар. На первом этапе специалисты объездили 238 предприятий по всем регионам Казахстана, из них было отобрано 75 наиболее крупных предприятий в 3 пилотных отраслях - пищевой, машиностроительной и химической. Затем был определен список 30 компаний “с наибольшим экспортным потенциалом и наибольшей готовностью со стороны руководства менять практику и вкладывать свои ресурсы в продвижение продукции - время, людей и деньги”.
Астана |