|
Даулет Алтаев
В Казахстане вновь говорят о мошенничестве в сфере ТО автотранспорта и в который раз планируют ужесточить контроль. На этот раз чиновники пошли немного дальше громких заявлений - создана форма обратной связи, куда можно передавать свои предложения по улучшению самой процедуры (сбор предложений продлится до 7 октября). Такое сделано впервые
Кончились идеи? Или это способ, если так можно сказать, “легализовать” уже разработанные меры? Неслучайно с ноября 2019 года в СМИ появляются заявления официальных компетентных лиц, которые связывают всплеск мошенничества в этой сфере с моментом передачи техосмотра в конкурентную среду в 2012 году. “С момента передачи этой сферы в конкурентную среду идет понижение процента транспортных средств, не прошедших техосмотр по техническому состоянию. По всем нарушениям Комитетом транспорта был проведен анализ, после чего принято решение о необходимости внесения поправок в законодательство РК по вопросам техосмотра”, - заявлял в ноябре 2019 года заместитель председателя Комитета транспорта МИИР РК Данияр Коспабаев. Каких именно, общественности пока не сказали.
На то, что надвигаются серьезные изменения в сфере технического осмотра, косвенно указывает ответ модератора ресурса, где принимают предложения по улучшению сферы техосмотра. Мы выяснили у назвавшего себя экспертом Комитета транспорта МИИР РК (более прозрачно персонализировать свои данные источник не пожелал), что все предложения действительно можно “скидывать прямо сюда в WhatsАpp” в свободной форме. То есть также без указания персональных данных. Конечно, это упрощает связь с обществом, но все равно очень напоминает, как это называется, действие “для галочки”. Почему еще нам показалось, что уже все решено и придумано, а сбор информации - лишь формальность, так это потому, что с предварительными результатами сбора этих самых предложений нельзя ознакомиться! Как нам объяснили, “все изменения позже опубликуют в СМИ”. Мы не против общения с обществом таким способом и не против реформ в сфере технического осмотра. Но частные станции техосмотра сегодня настолько прочно закрепились на местности в первую очередь как точки добывания денег, что об обеспечении технической безопасности как об их главной миссии речи уже не идет. По крайней мере, при сложившейся практике. Поэтому, если и грядет какая-либо трансформация этой сферы, так только в целях перераспределения финансовых потоков. Конкретнее - государство не против вернуть в свое лоно эту отрасль после почти восьмилетней паузы. Не исключено, что ради этого и создают соответствующий информационный фон. Якобы основная проблема - формальное прохождение техосмотра. Точнее, уход от жесткого контроля технического состояния автомобилей с момента передачи техосмотра в конкурентную среду. Напомним, тогда это сделали, чтобы снизить коррупцию - по мнению борцов с коррупцией, о чем они говорили еще в 2010 году, передача техосмотра частникам “позволила существенно снизить коррупцию в рядах МВД”. Но, как сказано выше, чиновников настораживает значительное снижение количества автомобилей, которые действительно прошли техосмотр. Дескать, в 2012-м (до передачи сферы в конкурентную среду) 13 процентов авто не могли пройти техосмотр, а в 2019-м - только пять! Основное, на что ссылается Комитет транспортного контроля, - “послабление в части контрольно надзорных мероприятий в отношений МСБ. Это привело к нарушениям со стороны недобросовестных лиц, воспользовавшихся вышеуказанными послаблениями”. Речь об исключении оснований для проведения проверок центров техосмотра после включения в реестр, введении новых видов проверок, таких как профессиональный контроль без посещения, когда административный протокол о нарушениях не составляется. Дескать, как только ни изворачивались: подменяли фотографии, вручную вводили данные и даже умудрялись проходить техосмотр без автомобиля - сетуют официальные лица. Теперь с этим должно быть покончено. “На сегодня проводится доработка портала единой информационной системы “Техосмотр” в части автоматической выгрузки отчетов по автобусам категорий “Д”, не прошедших техосмотр, для дальнейшего направления в органы внутренних дел для принятия мер. Также на стадии реализации находится использование блокчейн-платформы в сфере проведения техосмотра. Этот функционал позволит исключить такие нарушения, как проведение техосмотра без транспортного средства”, - указано в официальном сообщении. Естественно, что не все так просто, так как для этого нужны деньги. Напомним, что комитет еще в феврале 2020 года публиковал следующее уведомление: “Для постоянного контроля программного обеспечения, установленного в центрах техосмотра, на наличие взлома либо внесения возможности ручного ввода необходим закуп дополнительной программы, стоимость которой составляет в среднем 15 миллионов тенге. Решение этого вопроса рассматривается совместно с Комитетом экологии”. Сумма вроде существенная. Но если учесть, что этот “фантастический” программный продукт позволит навести порядок с техническим осмотром по всей стране, ничтожная. Впрочем, искать средства пока не торопятся. Напомним, в комитете эти деньги просили еще в феврале. Но пока, по всей видимости, решения нет, так как комитет вновь поднимает вопрос об участившихся случаях мошенничества в сфере прохождения процедуры техосмотра. Даже с помощью упомянутой “голосовалки”, чтобы “граждане сами решили”. Многое указывает на то, что сфера техосмотра вновь претерпит изменения. И не исключено, что вновь может поменять форму собственности, вернувшись под государственное крыло. Ну а в целом, если читателю есть, что предложить (в том числе и полную отмену процедуры ввиду ее номинальности), можно воспользоваться ящиком: e.zhumakanov@miid.gov.kz или отправить sms на номер +7 778 337 7215. Представляться, напомним, не обязательно.
Фото Талгата Галимова
|