|
Алла Иванилова
У депутатов накопилось немало вопросов к Министерству образования и науки. Более того, они требуют вернуться к традиционному формату обучения при соблюдении строгих санитарных норм, поскольку учеба онлайн приводит к снижению качества образования и эффективности обучения
После начала учебного года образовательное ведомство не критикует разве что ленивый. Учителя, школьники и их родители недовольны тем, как в стране проходит дистанционное обучение. В республике активно ведется сбор подписей за отмену онлайн-формата. К “протестующим” присоединились парламентарии. На днях депутат Ирина Смирнова, озвучивая запрос Премьер-Министру РК, отметила необходимость как можно скорее вернуть учеников за школьные парты: - Известные обстоятельства этого года вынудили перевести всю систему обучения на дистанционную форму. Представлялось, что эта модель будет относительно временной. Однако вот уже пятый месяц и второй учебный год наше образование находится в оковах дистанционного формата. Мажилисвумен недоумевает, почему так происходит, учитывая наличие и возможности применения целого комплекса действенных мер безопасности. В частности, к таковым относятся санитарные тоннели, кварцевые лампы, ионизаторы и очистители воздуха, маски, санитайзеры, размещение школьников на расстоянии 1-1,5 метра друг от друга, экраны для лица, мягкие прозрачные перегородки между партами и так далее... Непонятно депутату, почему при наличии всего этого “дистанционное обучение по-прежнему продолжают насаждать в нашей стране”, тогда как во многих других государствах (Германии, Франции, Великобритании, России, Китае) уже открыли школы для всех. И, что самое парадоксальное, констатирует народная избранница: “Даже в противовес рекомендациям ВОЗ. Санитарные службы всех уровней, требуя осуществлять именно этот вид обучения, не могут и не стремятся доступно и аргументированно обосновать свои решения, а действуют безапелляционно, как правило, в принудительном, запретительном и санкционно-карательном формате.
Более того, это выглядит абсурдно, учитывая, что в годы войны, разрухи, во времена вспышек гораздо более страшных заболеваний, таких как тиф, чума, туберкулез, школы никогда не закрывались, и обучение проводили в его классическом виде при соблюдении санитарных требований. При том что обеспечить такой подход в прежние времена было намного сложнее. Как говорится, нет ничего более постоянного, чем временное. Онлайн-обучение в том виде, в котором оно существует в Казахстане, по мнению работников учреждений и органов образования всех уровней, педагогического и родительского сообщества, а также самих детей, привело к снижению качества образования, воспитательного процесса, увеличению разрыва между разными слоями общества и их маргинализации. Возникла проблема стихийного массового перетока учебно-воспитательного процесса в разного рода сомнительные и неподконтрольные никакому мониторингу “продленки”. Многие семьи лишились источников дохода, поскольку кто-то из родителей (а порой это только один, он же и кормилец) вынужден вместо работы постоянно находиться рядом с ребенком, сопровождая учебный процесс. К тому же все это привело к бездумной, бессистемной и нескончаемой трате государственных средств на закупку различных технических устройств, часто не синхронизированных друг с другом, разработку платформ, программных и иных инструментов, которые в итоге работают неэффективно или вовсе бездействуют. Ирина Смирнова в своем запросе на имя главы правительства выразила мнение, что “такие подходы разрушают общество, благосостояние, бизнес, рабочие места, обеспечение продуктовой и экономической безопасности, не решая главного - сохранение здоровья граждан”. В этой связи депутаты-коммунисты считают, что Министерство образования и науки должно предоставить каждому учебному заведению свободу в соблюдении госстандарта самостоятельно, без излишней регламентации и удушающего контроля в соответствии с положениями законов “О статусе педагога” и “Об образовании”. В свою очередь, Министерство здравоохранения также должно обеспечивать выполнение рекомендаций ВОЗ не только в части запретов и регламентаций, но и актуальных рекомендаций о локальном, точечном, своевременном и исчерпывающем реагировании на различные вызовы. В целом, оценивая дистанционное обучение в Казахстане, парламентарии высказали мнение, что образовательные платформы не соответствуют требованиям информационной безопасности, отсутствует качественный образовательный контент. Программу е-learning депутаты назвали безрезультативной. При этом на нее из государственного бюджета за последние девять лет потратили 30 миллиардов тенге. Также законотворцы попросили Счетный комитет выяснить, куда ушли 27,2 миллиарда тенге, потраченные с 2016 года на систему образования. Из них 12 миллиардов были направлены на приобретение 26 317 комплектов мультимедийного оборудования для 6152 школ, 16,5 миллиарда - на обеспечение скоростным интернетом 7160 школ, 4,4 миллиарда - на подключение 7160 школ к цифровым образовательным ресурсам. “Куда ушли выделенные государством средства, за что платят и бюджет, и все налогоплательщики?” - вопрошали депутаты. Их также интересовала судьба 67 миллионов долларов, полученных через заем Всемирного банка в 2017 году. Деньги предназначались для финансирования проекта “Модернизация среднего образования”, целью которого является выравнивание качества образования между сельскими и городскими школами. Но, несмотря на актуальность вопроса, по имеющейся у депутатов информации, ни по одному из направлений проекта до сих пор не объявлен конкурс, а на приобретение компьютеров и оборудования для обеспечения интернетом сельских школ до сих пор не разработаны технические задания. Между тем уже третий год Казахстан оплачивает из бюджета комиссию за резервирование займа около 160 тысяч долларов. Более того, Министерство образования и науки в июле 2020 года обратилось к Правительству РК за новым финансированием на 74,2 миллиарда тенге для оснащения школ оборудованием для цифровизации учебного процесса, доступности школьных занятий онлайн через беспроводной интернет. Между тем, как показало начало 2020/21 учебного года, фактически дистанционное обучение школьников было сорвано, несмотря на заверения первых руководителей Министерства образования и науки и Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности о полной готовности семи казахстанских интернет-платформ к дистанционному обучению и замене ими международных площадок. Образовательные платформы не соответствуют требованиям информационной безопасности, отсутствует качественный образовательный контент, учебный процесс сопровождается постоянными сбоями. Еще одна мажилисвумен Джамиля Нурманбетова, которая также обратилась с депутатским запросом на имя заместителя Премьер-Министра РК Ералы Тугжанова, отметила, что фактическая скорость интернета и его наличие в отдаленных сельских и городских школах “не только далеки от отчетных данных, но и недостаточны для дистанционного формата обучения”. До сих пор свыше 55 тысяч школьников проживают в 835 селах без интернета и более одного миллиона учащихся (а это 30 процентов) не имеют компьютеров. Более того, учителя в начальной школе получили двойную нагрузку - проведение дистанционных уроков и работу в “дежурных классах”. Много неудобств испытывают родители. Именно на них легла основная нагрузка по обучению детей. Некоторые вынуждены брать отпуска без содержания и объяснять своим детям учебный материал, присланный учителем. Подготовка учителей к дистанционному обучению также вызывает немало вопросов. Педагоги вынуждены самостоятельно организовывать техническое сопровождение своих уроков, создавать учебный контент и выполнять множество других несвойственных им функций. Учитывая все минусы, мажилисмены предлагают рассмотреть вопрос об ответственности должностных лиц за некачественную подготовку системы образования к началу 2020-2021 учебного года в формате дистанционного обучения.
В Министерстве образования и науки оперативно отреагировали на критику. “Когда появляется информация о неорганизованном начале учебного года, это недостоверная информация. Нельзя умалять труд полумиллиона учителей страны. Более двух миллионов уроков в день проводят они. Но мы понимаем, что есть определенные проблемы. Нуждающимся розданы 435 тысяч компьютеров. Первые две недели идут организационные вопросы, составляют тарификационный список, утверждают рабочие учебные планы, расписание уроков. И этот год не исключение. Мы видим, в соцсетях говорят, что уроки срываются. Да. Из двух миллионов уроков два урока имели такие негативные вторжения посторонних лиц. Мы с педагогами проводим работу по обучению. Призываем быть бдительными, закрывать за собой “кабинеты” в ZOOM после онлайн-уроков. Хотим сказать, что будем стараться не допускать впредь таких случаев”, - заверила вице-министр образования и науки РК Шолпан Каринова.
Нур-Султан
|