|
Ольга Шишанова
Как сохранить экологию и развивать туризм? Как решить, наконец, проблему культуры отдыха и привести к международным стандартам инфраструктуру в стране? А главное - возможно ли поднять уровень внутреннего туризма в Казахстане после пандемии коронавируса?
Пандемия коронавируса серьезно изменила ситуацию в туристическом секторе всех стран. Убытки отрасли исчисляются миллиардами. Именно поэтому проблема развития внутреннего туризма в Казахстане стала, пожалуй, как никогда актуальна. Однако ситуация получается противоречивая.
С одной стороны, для развития этого самого внутреннего туризма в республике принимают множество программ, подписывают различные постановления. Взять хотя бы государственную программу по развитию туризма в Казахстане, рассчитанную до 2025 года, согласно которой на возрождение отрасли должен быть потрачен не один миллиард тенге. Вот только непонятно - куда и на что будут израсходованы эти деньги? О каком развитии туристического сектора можно говорить, если параллельно государственным документам принимаются решения на местах, являющиеся настоящим препятствием для их реализации? И как же должен развиваться туризм в Казахстане, если даже обыкновенный отдых на природе сопровождается различными препонами, которые совершенно противоречат здравому смыслу? Например, согласно постановлению Главного санитарного врача республики от 14 июля текущего года было запрещено посещать национальные парки, озеро Алаколь и Капшагайское водохранилище, Щучинско-Боровскую курортную зону и множество других подобных мест ввиду продления карантина в стране. Однако после того как было издано распоряжение на правительственном уровне о смягчении карантинных мер выезд на природу все равно остался под запретом, согласно новому Постановлению № 47 от 14.08.2020 года. И иначе как саботажем это назвать трудно. И вот почему. Во-первых, если населению запретить выезжать на природу даже летом (хотя, например, весенний запрет привел к вспышке коронавируса в июне), где свежий воздух, возможность находиться на достаточном отдалении друг от друга, накопление витамина D, благодаря прямым солнечным лучам, который прекрасно стимулирует иммунную систему, то второй волны вируса вряд ли можно будет избежать с наименьшими потерями. Во-вторых, почему позволяется санитарным врачам, которые не являются ни экономистами, ни юристами, а значит, не в их компетенции задумываться об экономических стимулах развития государства, единолично решать своими странными заявлениями судьбу страны? Конечно, можно возразить, что они опираются на статистику, данные которой якобы утверждают, что в том или ином районе определенная ситуация по коронавирусу, и согласно этому издают свои постановления. Однако ни для кого не секрет, что статистика в Казахстане зачастую не соответствует реальной действительности и не отображает настоящее положение дел. А значит, такие постановления не только могут и будут неверно отражать точный анализ эпидситуации, но и отрицательно влиять на экономику, в частности на тот же сектор туризма точно. Хотя для того, чтобы развивать внутренний туризм в Казахстане, не нужно каких-то особых затрат, учитывая запросы туристов, предпочитающих в последнее время, особенно после пандемии, все-таки отдых в “дикой” природе с минимумом удобств. Причем эта тенденция распространяется как раз-таки с западных стран, вопреки тому мнению, что зарубежному туристу, напротив, потребуются “специальные” условия. Как оказалось, исходя из многолетних наблюдений - вовсе нет. Так что кроме экотуризма, который, откровенно говоря, набил оскомину тем, что все никак не может или не хочет быть реализованным, необходимы поиски других направлений развития внутреннего туризма. В которые не будут вмешиваться странные решения некомпетентных людей. Кстати, одним из самых доступных, но от этого не менее популярных видов туризма в этом случае может стать караванинг. Во всем мире он довольно быстро развивается, а “в одном только Китае целых четыре завода по производству автодомов, тогда как количество членов клубов каравайнеров в этой стране насчитывает до пяти миллионов человек”. Более того, оказывается, в период пандемии эта отрасль переживает настоящий бум. Продажи автодомов в той же Европе выросли на 25 процентов, в США - на 500 процентов (!), заводы работают по ночам, чтобы удовлетворить спрос”. И Казахстан, уверены эксперты, имея такую обширную территорию, Великий шелковый путь, разнообразие климатических поясов, многообразие флоры и фауны, просто обязан развивать это направление. Для чего необходима всего лишь недорогая инфраструктура вдоль автодорог...
Караванинг - изначально конный, а сегодня почти исключительно автомобильный туризм, путешествие с проживанием в автодомах или автоприцепах. Караванинг является одним из самых популярных видов автомобильного туризма у жителей Европы и США, где хорошо развита система кемпингов. Сегодня этот вид отдыха завоевывает и пространства Азии.
Нур-Султан
|